В канун 80-летия Победы мы обращаемся к разным эпизодам Великой Отечественной войны, и каждый раз открываются новые потрясающие факты. Одна из таких страниц — лечение бойцов партизанских соединений, которые героически сопротивлялись врагу на оккупированных территориях. В воспоминаниях участников, архивных документах сохранились свидетельства того, какими неимоверными способами партизаны и подпольщики добывали лекарства, перевязочный материал, хирургические инструменты. А многое просто делали сами. Мы собрали несколько фактов о том, как доставали медикаменты, чтобы лечить людей в партизанских отрядах на захваченных территориях СССР в Брянской, Орловской, Смоленской, Минской областях, в условиях, когда и выживать было непросто.
Сколько советских граждан участвовало в партизанском движении
Партизанами и подпольщиками в годы Великой Отечественной войны, по некоторым данным, стали более двух миллионов человек. Они действовали практически на всех занятых фашистами территориях: в Брянской, Смоленской, Ленинградской, Орловской и Псковской областях, в Крыму, на Кавказе, в Белорусской и Украинской ССР. Было создано более 6200 партизанских отрядов. На первом этапе войны, до лета 1942 года, в партизанские отряды объединялись отбившиеся от своих частей красноармейцы, местные жители, бежавшие от ужасов войны и угона в Германию, партийные и комсомольские работники, истребительные группы, которые забрасывались в тыл к немцам. Сотни тысяч людей, оказавшись в лесах и болотах не только выживали, но и совершали дерзкие рейды, освобождали села, пускали под откос эшелоны и участвовали в войсковых операциях вместе с регулярной армией. В первые месяцы войны медработников или фармацевтов в таких отрядах были единицы.
Медицинское снабжение партизан в условиях оккупации и постоянных боев стало настоящим подвигом. И все способы, которые использовали для обеспечения медикаментами, были связаны с риском для жизни. Медики и фармацевты передавали партизанам лекарства, перевязочный материал, оставшийся с довоенного времени, тайком выносили лекарства, инструменты из больниц, где работали, покупали перевязочный материал и препараты в аптеках, у немецких врачей, на «черном» рынке, обменивали на лекарства вещи и продукты.
Лекарства доставали подпольщики

В годы войны подпольщики снабжали партизан многим необходимым. В захваченном фашистами Орле одной из самых активных молодежных подпольных групп руководил десятиклассник Владимир Сечкин, потом ее назовут орловская «Молодая гвардия». В течение года, с сентября 1941 г., подпольщики проводили разведку, похищали оружие, боеприпасы, медикаменты и перевязочные средства и передавали их партизанам. По доносу предателя почти всех участников группы схватили и расстреляли. В Орле также врачи и медработники организовали подпольный госпиталь, который действовал с 1941 по 1943 год.
Известен подвиг Гавриила Фалевича, который возглавлял подпольную «аптечную группу» в Минске и через связных доставлял лекарства, документы и даже боеприпасы. В сентябре 1942 года его схватили, но даже мучительными пытками фашистам не удалось заставить его выдать товарищей. Его казнили. Еще одной группой «Медик» руководила фармацевт Любовь Густарник-Ларина. С 1941 по 1943 год передала партизанам медикаментов и перевязочных материалов на десятки тысяч рублей. В 1943 году она вывезла из аптеки все медикаменты, чем сильно помогла лечению раненых.
Анна Адамович (мать известного в будущем писателя Алеся Адамовича) до войны заведовала аптекой в деревне Глуша Минской области. Когда пришли фашисты, она получила задание подпольщиков возобновить работу аптеки. Анна получала со склада медикаменты и через связных или лично передавала их партизанам. Для перемещения использовали разные предлоги: посещение родственников, обмен вещей на продукты. Если лекарство было нужно срочно, связные рисковали и шли в аптеку. Попасть туда было трудно из-за полицейского поста. Каждый такой визит мог стать последним. Весной 1943 года, когда над Анной нависла угроза разоблачения, она вместе с семьей ушла в партизанский отряд, где продолжила помогать раненым.
На химико-фармацевтическом заводе в Минске действовала подпольная группа из более чем 30 человек, возглавляемая Ольгой Вержбицкой и Павлом Садовским. Подпольщики затягивали выпуск лекарств для фашистов, выводили из строя оборудование и выносили медикаменты для передачи партизанам. Садовский подбирал ключи к складам и собирал дефицитные лекарства. Подпольщики снабжали важными медикаментами 11 соединений партизан. Многих сотрудников завода схватили в конце 1943 года. Вержбицкая и Садовский погибли в концлагере «Тростянец».
Боевые операции для захвата лекарств
По мере активизации боевых действий, увеличения численности партизан потребность в препаратах и материалах постоянно росла. В 1942 году партизаны проводили много диверсионных операций, что вызвало в ответ активность карателей. Резко возросло число раненых, и медикаментов требовалось все больше и больше, а доставлять их стало труднее. Чтобы раздобыть медикаменты, партизаны проводили настоящие боевые операции: налеты на вражеские колонны и медицинские пункты, разгромы гарнизонов, захват фашистских госпиталей.

Полеты через линию фронта с медикаментами
Появление воздушной связи стало событием огромной важности для партизанских отрядов. Каждый полет через линию фронта был смертельно опасным для лётчиков, но это позволило партизанам не только пополнять запас лекарстви медицинских инструментов, но и организовать госпитали на подконтрольных территориях. Обычно их размещали рядом с аэродромами. Такие госпитали появились в Беларуси, на Брянщине и в других местах. Например, около деревни Смелиж Брянской области был создан крупный эвакуационный госпиталь под руководством Михаила Шамаля. В нем были оборудованы операционное и инфекционное отделения, а также дезинфекционные камеры.
Прошло немало времени с начала войны, прежде чем сообщение с партизанскими отрядами стало регулярным. Для этого 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД), а в Москве открыта база медицинского снабжения с филиалом при оперативной группе. Первые полеты в район дислокации партизанских отрядов летчики совершили в июле 1942 года в Могилевскую область. А в 1943 году медицинские материалы регулярно стали отправлять вместе с оружием и боеприпасами. Перед важными операциями проводили специальные рейсы. Например, в 1943 году перед операцией «Гранит», направленной против железнодорожных перевозок врага, за два месяца партизанам по воздуху привезли 9 тонн медикаментов. Только в 1943 году самолеты садились на партизанских аэродромах свыше 6 тысяч раз.
Сыпной тиф помог организовать госпиталь в оккупированном селе
В архиве хранятся воспоминания врача Татьяны Соколовой, которая создала в деревне Желанья́ Смоленской области сначала перевязочный пункт, а потом и госпиталь. Этому помогло то, что она заболела сыпным тифом, и немцы из-за таблички «Сыпной тиф» объезжали село стороной. Медикаментов не было совсем, но врач с помощницами собирали по домам тряпки, кипятили, рвали на бинты. Обморожения лечили дегтем, раны — раствором марганца, конечности ампутировали слесарной ножовкой. Госпиталь действовал до мая 1942 года.

Подземный госпиталь – уникальный в истории войны
Нельзя не вспомнить уникальный для всей истории Великой Отечественной войны случай. Перед самым захватом Бегомльского аэродрома партизаны не смогли эвакуировать около 30 раненых и больных тифом. Пытаясь спасти им жизнь, они вырыли среди болот землянки и спрятали там людей и медиков. Подземное убежище так тщательно замаскировали, что немцы не распознали их, даже когда ходили по перекрытиям. Думали, что люди проведут там 3–4 дня, но они просидели 18 суток практически без еды, воды, и с плохой вентиляцией. Невероятно, но выжили все.
Из чего партизаны делали лекарства
Из-за нехватки лекарств многие средства изготавливались в полевых условиях. Партизанские врачи создавали заменители из растительного сырья и доступных материалов. Известны рецепты, разработанные врачом Снаем Швецом, начальником санитарной службы штаба партизанских отрядов в Минской области. Для лечения чесотки он придумал использовать 60%-ный раствор тола на молоке (тол добывали из немецких снарядов), а также смесь дегтя с салом.
Среди местных жителей были знатоки целебных свойствах растений, что помогало заготавливать сырье. Известно, что создавались специальные альбомы с информацией о лекарственных растениях. Чем же лечились партизаны?
- Для лечения кожных заболеваний, таких как экзема, применяли мази на основе свиного жира, сливочного масла и воска.
- Для обработки ран вместо спирта специально делали самогон. Его же применяли как анестетик при операциях.
- Настойки корня валерьяны, цветов ландыша на самогоне давали при заболеваниях сердца.
- Ягоды черники и брусники использовали для лечения заболеваний желудка.
- Из берёзовых листьев, почек, плодов калины и хвоща полевого готовили мочегонные средства.
- Ягоды малины и липовый цвет использовали как потогонные средства.
- Шиповник, хвою сосны, цветки василька применяли для профилактики цинги.
- Для лечения также использовали торфяную грязь и горячий песок.
Глубоко в лесу не было даже самого необходимого. Воду для приготовления лекарств брали из снега или дождевой воды и кипятили. В некоторых местах мастерили самодельные дистилляторы. Вместо ваты использовали мох и даже пух тополей. Для перевязки в ход шли обычные ткани, полотенца, простыни, которые давали местные жители, а также найденные в лесу парашюты. А нити парашютов использовали вместо хирургических. Все это стирали, стерилизовали на печи в чугунках или в коробках от патронов.
В архивах собраны сотни удивительные историй мужества и самопожертвования советских медиков и фармацевтов в годы Великой Отечественной войны. Партизаны и подпольщики, рискуя жизнью, добывали лекарства и медицинские материалы для лечения больных и раненых. Их подвиг — пример невероятной силы духа и любви к Родине, который заслуживает бесконечного уважения и благодарной памяти потомков.
Текст: Елена Бадьина
Заходное фото: Медсестра В. Смирнова на поле боя оказывает помощь раненому бойцу. 1942. Сталинград, район хутора Вертячий. Источник Rosphoto