Производство не только наиболее важных лекарств, но и фармацевтических субстанций для них – это ключевые моменты стратегии развития российской фармотрасли на ближайшее десятилетие «Фарма-2030». Удастся ли реализовать ее теперь, когда Россия столкнулась с проблемами поставок и неустойчивостью валютного курса из-за санкций? И что нужно будет поменять с учетом нынешней ситуации? Свое мнение по этим важным вопросам высказали участники XVII Международной конференции «Фармацевтический бизнес в России – 2022», состоявшейся в Москве 10 марта.
Покой нам только снится
Как важно для России быть независимой в плане лекарств, стало понятно еще давно. Сказался опыт пандемии COVID-19, когда производители могли не дождаться поставок нужного им сырья или оборудования из-за закрытия границ, а экономические санкции против нас вводили и раньше. Поэтому стратегия «Фарма-2030», написанная по итогам работы отрасли в новых, «ковидных» условиях, учла все моменты, связанные с импортозамещением.
Однако локализация производства какого-либо лекарства или субстанции на территории страны – процесс небыстрый. Поэтому стратегия рассчитана на десятилетний срок. Но учитывая текущие экономические условия, с ее выполнением стоило бы поторопиться, считают участники стратегической дискуссии «Фарма 2030: от концепции к реализации».
С чем будем бороться
В первую очередь, фармотрасли нужно определиться с вызовами, ведь некоторые из них были и раньше, и теперь никуда не делись, но к ним добавились новые. Во-первых, это зависимость от импорта фармацевтического сырья, ведь даже если сам препарат выпускается в России, далеко не всегда то же самое можно сказать о его субстанции. Отсюда вытекают две другие проблемы. Это сложности с логистикой, особенно если доставка идет из европейских стран. Перебои в поставках могут привести к нежелательным для пациентов задержкам в производстве лекарств. А также это угроза роста цен на сырье и необходимое оборудование для производства из-за падения рубля, которая, несомненно, может сказаться на стоимости готового препарата. К прежним проблемам участники сессии отнесли шероховатости с закупками лекарств, когда аукционы могут сорваться, а больные — не получить положенных им по закону препаратов. И есть опасность, что из-за санкций ситуация только обострится, опасаются они. Поэтому главная задача для отрасли – сохранить имеющиеся фармпроизводства, как отечественные, так и локализованные зарубежные, и создать условия для прихода новых участников.
Скажи мне, кто твой друг
Александр Петров, член Комитета Госдумы по охране здоровья, рекомендует производителям лекарств принимать стратегически важные решения, сначала посоветовавшись с государством. Сегодня поддержке фармы уделяется очень большое внимание, и в Думе, и в Правительстве. Поэтому российские компании могут смело опираться на помощь органов власти, которые так же заинтересованы в лекарственной независимости страны.
Также депутат предложил фармзаводам как можно быстрее переориентировать свои поставки на те страны, которые сегодня демонстрируют дружественную позицию по отношению к России.
С этой позицией согласен Артур Валиев — генеральный директор российского представительства индийской фармацевтической компании Sun Pharma. Она работает на российском рынке с 1993 года, и у нее есть свое предприятие в Пензенской области – АО «Биосинтез», которое выпускает готовые формы лекарств, в основном из госпитального сегмента. По его мнению, России пора пересмотреть сотрудничество по лекарствам со странами Евросоюза и США, которые ввели против нее санкции, в пользу дружественных государств Юго-Восточной Азии.
Кроме того, в свете возникших сложностей с валютными расчетами, возможно, имеет смысл на время ввести льготный курс для производителей жизненно важных лекарств и поддержать их субсидиями, считает Артур Валиев.
Лекарства будут, но гарантии — вперед
Как российским, так и зарубежным представителям фармы, в нынешних условиях будут особенно нужны гарантии востребованности их продукции, в первую очередь предназначенной для госзакупок. Так считает Захар Голант, председатель правления «Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров России». По мнению эксперта, именно в этом был успех предыдущей стратегии «Фарма 2020», за время реализации которой в России открылось множество новых фармзаводов, как отечественных, так и иностранных. Будучи уверенными в том, что вложения в новый продукт окупятся, компании охотно продолжат локализоваться в России, подчеркнул он.
И снова о «втором лишнем»
Всеволод Тюпа, советник и глава практики фармацевтики и здравоохранения международной юридической компании CMS Russia, считает, что новые реалии требуют изменения стратегии «Фарма-2030». По его мнению, отрасли нужно ориентироваться на конкуренцию. В этом отношении он выступил с критикой правила «второй лишний». Это предложенный в прошлом году механизм поддержки производителей лекарств и медицинских изделий из России и других стран ЕАЭС. В том случае, если на торги выходит хотя бы один участник, локализовавший производство в этих странах, прочие заявители автоматически исключаются. По мнению Всеволода Тюпы, такой вид поддержки не способствует честной конкуренции. Кроме того, он обратил внимание, что это ставит под угрозу своевременное обеспечение пациентов лекарствами, если закупки с единственным участником по каким-то причинам сорвутся.
Без химии фарме никуда
Своим видением перспектив развития отечественной фарминдустрии поделилась руководитель отдела по связям с государственными структурами российской компании «ГЕРОФАРМ» Вилена Галкина. Она считает, что под давлением экономических санкций разговоры о целесообразности «второго лишнего» теряют смысл.
«Нам надо выживать, — говорит она, — Поэтому, возможно, пришло время переходить к более глубокому импортозамещению».
Конечно, добиться его сразу не получится, для локализации производства субстанций необходимо содействие смежных отраслей, в первую очередь, химической, заключила эксперт.
Когда скорость жизненно важна
Кроме того, доступность лекарств для россиян зависит не только от того, как их производят, но и от способа распределения. И в связи с непростыми экономическими условиями, возможно, стоит перейти от закупок по аукционам к компенсационной модели. Это решение предложил Захар Голант, отметив, что срывы закупок случались и раньше, а дополнительно введенные санкции, по его мнению, смогут сделать эту модель еще более неустойчивой. Что касается компенсации аптекам уже купленных лекарств из средств федерального бюджета, то эта модель уже хорошо показала себя с соответствующими лекарствами на фоне ажиотажного спроса в пандемию COVID-19. Благодаря такой форме лекарственного обеспечения удалось избежать дефицита лекарств в непростое время, и возможно, сейчас к ней стоит вернуться, распространив ее и на другие препараты, считает эксперт.
Текст: Екатерина Янкевич