Рынок труда в 2025 году продолжает переживать турбулентность. Фармкомпании по-прежнему сталкиваются с дефицитом квалифицированных сотрудников, текучестью линейного персонала и изменением их ожиданий. При этом именно фармпредприятия, где технологические процессы сложны и регламентированы, наиболее чувствительны к кадровым потерям. Уход производственного персонала чреват пересмотром графиков работы и планов выпуска, и, как следствие, снижением эффективности.
Почему уходят линейные сотрудники, а главное, как их удержать? Об этом говорили эксперты на НR-сессии XIV Международного фармацевтического форума PharmPRO.
Причина текучести персонала не всегда связана с уровнем зарплаты, заявила руководитель отдела рекрутмента направления «Медицина и фармация» компании ANCOR Мария Котенко. И привела данные исследования деятельности зарубежных фармкомпаний, где сотрудники получают почти столько же, сколько в российских, но уходят в 3-4 раза реже. Это подтверждают слова старшего консультанта отдела клиентской эффективности hh.ru Дарьи Петровой: в гонке за кадрами выигрывает тот работодатель, который заботится о своей привлекательности, прозрачности и сильном бренде. Соискатель сейчас выбирает ту компанию, которая заметнее и где комфортнее. И это не только про условия труда, но и про грамотную коммуникацию с персоналом и его обучение.
Сложные технические процессы без должного сопровождения демотивируют и новичков, и молодых специалистов. Сбои и простои оборудования, отсутствие понятных инструкций, нехватка помощи в критические моменты — всё это увеличивает вероятность того, что человек не задержится на предприятии. Производственный персонал, который не чувствует уверенности в своих силах и не получает поддержки, быстро разочаровывается и уходит. И даже повышение зарплаты не всегда может изменить ситуацию.
Руководитель Сервисной службы АО «Промис» Олег Самсонов поделился наблюдениями с реальных производственных площадок. Среди главных болевых точек наладчиков оборудования он отметил:
- несправедливую систему оплаты труда, не стимулирующую качество и скорость работы;
- нестабильность в работе оборудования из-за отсутствия плановых профилактик и малых ремонтов;
- отсутствие поддержки в ночные смены, когда решение технических вопросов особенно критично.
По мнению эксперта, изменить ситуацию и удержать сотрудников может комплексный подход:
- переход на сдельно-премиальную оплату;
- внедрение плановых профилактических осмотров оборудования;
- регулярное обучение персонала, апгрейд знаний по новым процессам и введение системы наставничества для новых сотрудников;
- использование цифровых помощников для оперативной поддержки наладчиков и операторов. К примеру, мобильного приложения, которое помогает получить инструкции по устранению типовых проблем. Это особенно важно в моменты, когда рядом нет механика или старшего смены. Такое решение не заменит обучение, но усилит его эффект, помогая закрепить знания и применять их в реальных условиях.
Многие компании до сих пор воспринимают обучение как факультативную активность. Однако опыт показывает: проблема текучести часто кроется в том, что сотрудники просто не понимают, как справляться с задачами. Им важно объяснить, но и к занятиям необходимо подходить с умом. Как отметила директор по персоналу и организационному развитию «Авиатехлаб» Юлия Гордеева, традиционные лекции для взрослых неактуальны, они воспринимаются как принуждение. Поэтому нужно:
- обучать на практике, через реальные кейсы и задачи;
- вовлекать сотрудников в процесс обучения на равных;
- сосредоточиться на точечной поддержке ведущих сотрудников, вместо того, чтобы распылять усилия на массовое обучение без четкого вектора.
Компетентный и уверенный в своих силах сотрудник — опора для производства. И это инвестиция, которая окупается многократно. Стабильная работа линий, выполнение производственных планов и рост компании зависят от того, насколько качественно работает персонал.

Обеспечить сотрудников нужными знаниями в комфортной форме поможет практический курс Олега Самсонова – руководителя Сервисной службы АО «Промис» с 25-летним опытом работы на производстве. Из них 10 лет он занимается подготовкой персонала и предоставляет готовые решения для типовых и нестандартных проблем фармпроизводств.
Сегодня важно помнить, что выигрывают те компании, которые делают ставку на знания и заботу о своих кадрах.
Реклама АО «Промис»
Erid: 2SDnjcRFhHw