До 25% пациентов, у которых обнаружен предиабет, в течение 3-5 лет после его выявления, сталкиваются с диабетом 2 типа, у 70% это заболевание развивается в течение жизни. Вместе с экспертом фармацевтической компании «Нижфарм» разбираемся, чем лечат предиабет, каков прогноз, и почему без ответственного отношения пациента к собственному здоровью даже самый опытный врач не сможет добиться успеха.
Благодарим за помощь в подготовке материала Ярослава Белолипецкого, старшего медицинского советника группы медицинской поддержки по направлению рецептурных препаратов Департамента медицинской поддержки и развития портфеля препаратов группы компаний «НИЖФАРМ».
Как бороться с предиабетом
Самое важное и базовое – это принятие проблемы. Зигмунд Фрейд говорил, что признание проблемы – половина успеха в ее разрешении. С точки зрения диабета и предиабета – это выявление групп риска, и в целом понимание риска развития диабета как пациентом, так и и лечащим врачом.
Ранее умение оценить риск было подобно сакральному знанию, сегодня же это доступно каждому. Для этих целей можно использовать шкалу FINDRISK, которая показывает вероятность развития диабета на основании сочетания факторов риска: возраста, индекса массы тела, окружности талии, потребления овощей и фруктов, артериальной гипертензии, наличия диабета у родственников.
Предиабет – нарушение углеводного обмена, при котором повышается уровень сахара в крови. Это состояние предшествует диабету 2 типа. Показатели сахара при предиабете уже превышают норму, однако не настолько, как это происходит при диабете. При своевременном принятии мер диабет можно отсрочить, а вместе с этим «отложить» и многочисленные осложнения заболевания.
Кроме этого, крайне важно иметь здравое и реалистичное понимание, что диабет во много раз повышает риск развития почечных и сердечно-сосудистых заболеваний, и вместе с ними, серьезно сокращает продолжительность жизни. Диабет – не приговор, но потребуются дополнительные усилия, чтобы нивелировать негативное влияние этого заболевания на дальнейший сценарий жизни.
Без изменения образа жизни не обойтись. Очень важно снизить массу тела на 5-7% от исходной. Для этого рекомендуют умеренно гипокалорийное питание с преимущественным ограничением жиров и простых углеводов (дефицит калорий не менее 500 ккал/сутки). Очень низкокалорийные диеты дают кратковременные результаты и не рекомендуются, а голодание противопоказано.
Также необходима регулярная физическая активность умеренной интенсивности (бег, быстрая ходьба, плавание, велосипед, танцы) длительностью не менее 30 мин в большинство дней недели (не менее 150 мин в неделю). Такая активность подбирается индивидуально с учетом возраста пациента, осложнений, сопутствующих заболеваний, а также переносимости.
Если меры по изменению образа жизни не привели к нормализации показателей углеводного обмена или ранее эти попытки уже были неуспешны, возможна медикаментозная терапия – для этих целей используется метформин.
Но можно ли все-таки обойтись без лекарств?
При эффективности немедикаментозных методов терапии – это вполне реально. Однако в реалиях современной жизни изменить повседневные привычки крайне сложно, опытные клиницисты дают не более 20–30 шансов из 100 на успех одной диеты. Сила воли и решительность – это сложные качества, не у всех они есть, и не все готовы в себе их развивать.
К сожалению, «налог» мегаполисов велик. Хронический стресс, тревожные расстройства, особенно связанные с ситуационной тревожностью, так называемый «синдром менеджера», экономические факторы, экология и многое другое – в совокупности все они подталкивают каждого человека к «метаболическому нездоровью».
Неправильное питание – переедание, низкое качество самих продуктов, неправильная культура потребления пищи, «фаст-фуд», низкая физическая активность – не то, что нерегулярная, а буквально отсутствующая, вредные привычки – вот главные «медленные» убийцы 21 века. Медленные, но крайне эффективные.
На фоне такой «сладкой жизни» организм начинает постепенно терять способность к сопротивлению – развивается «кардиометаболическая» дисфункция, которая может быть выявлена довольно рано, например, при небольшом повышении сахара крови, артериального давления, «плохого холестерина». Ранняя диагностика – повод что-то поменять в жизни, постараться максимально повысить ее качество, в том числе применяя лекарственную терапию.
Для россиян, кстати, последнее крайне актуально: совокупный сердечно-сосудистый риск в нашей популяции очень высок, есть проблемы с широким распространением вредных привычек, снижением доходов и уровня жизни населения. Это не может не влиять на распространенность самих сердечно-сосудистых заболеваний и смертности по их причине. Молодеют инфаркты и инсульты – молодеет и диабет. Сегодня сердечно-сосудистые заболевания и диабет практически тождественные понятия, а поэтому время лучше не терять, оставаясь внимательным и настороженным по отношению к собственному здоровью.
Можно ли вылечить предиабет полностью?
В случае предиабета возможна длительная ремиссия, то есть максимально продолжительная задержка развития заболевания на раннем этапе, что позволяет отсрочить и прогрессирование болезни, и риск развития осложнений.
Если человек вернется к прежнему образу жизни, например, «наест» потерянные килограммы, перестанет заниматься спортом, то и заболевание вернется. Генетическую предрасположенность пока убрать невозможно, а потому стратегически придется поддерживать себя в тонусе, чтобы не перейти рубеж между «предзаболеванием» и болезнью.
Диабет, как и сердечно-сосудистые заболевания, – это «длящийся» процесс, который еще называют «континуумом». У него есть начало и конец, в начале появляются самые безобидные и незаметные изменения, а вот в конце самое неприятное – фатальные осложнения. Замедление движения по этой прямой зависит от степени контроля факторов, способствующих этому движению. В частности, контроля гликемии, артериального давления, массы тела, липидов и т. д.
Для пациентов с предиабетом показан метформин, но в целом препараты, снижающие выраженность модифицируемых факторов риска диабета, могут быть эффективны и для профилактики, и для снижения выраженности заболевания. В первую очередь это лекарства, снижающие вес и уровень инсулинорезистентности, кроме того, некоторые препараты для лечения артериальной гипертензии также показали благоприятное действие в профилактике диабета и замедлении метаболических нарушений.
Конкурентноспособны ли российские препараты и можно ли им доверять
Российские рекомендации по терапии сахарного диабета и предиабета полностью соответствуют всем международным научным тенденциям.
Препараты, произведенные в РФ, также полностью соответствуют всем международным стандартам качества. Более того, в РФ уже налажено производство инновационных препаратов, которые не только лечат диабет или предиабет, но также снижают вес, оказывают защитное действие в отношении функции почек, уменьшают риски сердечно-сосудистых осложнений и многое другое.
Важно заметить, новые препараты, производимые в нашей стране, существенно дешевле иностранных аналогов, что подчеркивает «пациентоориентированность» современной отечественной фармацевтической отрасли.
Компания «Нижфарм» — один из производителей противодиабетических препаратов в России. Линейка таких лекарств сейчас включает 4 позиции. Клинические испытания одного из них завершились совсем недавно: в конце мая 2024 года компания объявила об успешном завершении клинических испытаний нового комбинированного препарата для лечения сахарного диабета 2 типа, в состав которого входят алоглиптин и пиоглитазон. По состоянию на 31 июля 2024 года это единственный препарат с МНН Алоглиптин+Пиоглитазон в России, что позволяет назвать лекарство уникальным – пока аналогов у него нет. Исследование длилось 2 года и объединило почти 2000 участников из 31 российского города: более 80% пациентов удалось достичь целевого уровня гликированного гемоглобина, а 94% остались на терапии именно этим лекарством, сочтя ее эффективной, хорошо переносимой и безопасной.
Получается, что предиабет – это жизнь, состоящая из ограничений, и это навсегда?
Это не приговор, но уже явное нарушение. И, пока люди не живут вечно, то, конечно, не навсегда, но это действительно на всю жизнь.
Отличие предиабета от диабета – это только цифра на глюкометре. Но процесс неблагоприятного метаболического прогноза уже запущен – организм сигнализирует, что проблема существует, что настало время что-то менять в жизни. Есть пиццу с эклерами на ночь, запивая газировкой, точно придется прекратить, но не думаю, что это можно назвать серьезным ограничением.
Как быстро можно вернуть показатели сахара в норму, если начать лечение?
Снижение веса, благодаря диете и активным физическим нагрузкам, может дать результат достаточно быстро – уже в течение первых 3–6 месяцев, а спустя год существенно снизить риск развития сахарного диабета 2 типа и связанных с ним осложнений.
Если удалось «откатить» все показатели к норме, то и уровень риска станет как у здорового человека?
Изначально все люди разные с рождения, с первых лет жизни каждый из нас имеет разный уровень риска. Это наследие, которые будет с человеком до конца жизни.
Если обсуждать те факторы риска, которыми каждый может управлять, например весом, то даже после их коррекции более высокие риски могут сохраняться. Приведу пример: отказ от курения сразу не снижает риск сердечно-сосудистых осложнений, требуется не курить порядка 10 лет, чтобы выйти на общепопуляционный уровень риска. Но это не отменяет того факта, что для профилактики болезней сердца бросить курить 100% нужно.
Аналогичная ситуация с диабетом – нужно снизить вес, нужно качественно питаться, нужно заняться физическим здоровьем. Это не будет приводить моментальному снижению риска всех осложнений, но постепенно даст стойкий и длительный результат.
И все-таки, предиабет — это болезнь или только некое состояние?
Любая болезнь – это некое состояние. Формально сегодня такой диагноз может поставить любой врач-эндокринолог или врач общей практики, руководствуясь лабораторным подтверждением гипергликемии натощак или нарушением толерантности к глюкозе после приема пищи.
Предиабет – это уже не намек на патологию, с этим точно нужно работать вместе с врачом.
Нужно принять факт наличия проблемы и действовать. К сожалению, этот нелегкий путь нужно будет пройти, и чем раньше начать прогулку – тем лучше. От начала будет зависеть конец.
В диабетологии есть такое понятие «клиническая инерция». По-простому – это такая ситуация, когда врач медлит в назначении нового препарата, или усиления схемы терапии, потому что не уверен или не знает, как нужно действовать. Размышляя о галопирующем росте заболеваемости диабетом во всем мире, хочется сделать неутешительное заключение – эта инерция присуща не только врачам, но и пациентам.
Справка о компании
Фармацевтическая группа компаний «НИЖФАРМ» (ранее входившая в группу компаний STADA) — ведущий российский производитель высококачественных фармацевтических препаратов с многолетней историей.
Ключевые направления бизнеса группы компаний «НИЖФАРМ»:
- сегмент безрецептурных препаратов, БАДы и медицинские изделия;
- сегмент рецептурных препаратов, который включает оригинальные лекарственные средства, специализированные препараты и генерики.
Продуктовый портфель группы компаний «НИЖФАРМ» включает лекарственные средства из 17 терапевтических групп – кардиологии, эндокринологии, неврологии, паллиативной помощи и др. Это более 120 продуктов, 30% из которых — жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Производственные площадки группы компаний «НИЖФАРМ» находятся в Нижнем Новгороде и Обнинске. В компании на сегодняшний день работает более 2 200 сотрудников.
Подготовили: Александра Комарова и Ксения Скрыпник
Фото: iStock.com, компания «Нижфарм»
Реклама Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Erid: 2SDnjdPFoVc