Рост производства сердечно сосудистых препаратов в России определяет увеличение отечественного спектра этих лекарств в розничной продаже. Их доля в аптеках выросла до 59% в деньгах и свыше 70% в упаковках, пишет «ФВ» по данным AlphaRM.
В первые семь месяцев 2023 года потребление сердечно-сосудистых лекарств в аптеках увеличилось как по стоимости, так и по количеству упаковок. Отечественные сердечно-сосудистые препараты занимают значительную долю на рынке аптек, составляя 59% по стоимости продаж. За сравниваемый период наблюдается положительная динамика продаж отечественных лекарств, которые выросли на 11% по стоимости, по сравнению с 2022 годом. В то же время продажи импортных препаратов снизились на 5%. Потребление российских препаратов (в натуральном выражении) увеличилось на 6%, а зарубежных — уменьшилось на 6%.
Изменения на рынке
За первые семь месяцев 2023 года аптеки продали 354 миллиона упаковок сердечно-сосудистых препаратов на общую сумму в 97 миллиардов рублей. Объем продаж отечественных лекарств вырос до 59,5%, что на 4 процентных пункта больше, чем аналогичный период годом ранее, когда он составлял не более 55,9%.
Больше всего денег потребители потратили на:
- лекарства из группы ангиотензинпревращающего фермента (АПФ) — 41,8 млрд рублей;
- лекарства из группы липид-регулирующие/анти-атеромы приобретены — 14 млрд рублей;
- бета-адреноблокаторы — 12,3 млрд рублей;
- препараты для лечения заболеваний сердца — 10,0 млрд рублей;
- диуретики — 7,2 млрд рублей.
Из пяти лидирующих групп только продажи бета-адреноблокаторов снизились на 2% относительно семи месяцев 2022 года. Остальные из ТОР-5 продемонстрировали положительную динамику .
По ценам
Средняя стоимость сердечно-сосудистые препаратов в аптеках возросла с 269 рублей за упаковку (7 мес. 2022 года) до 273 рублей (7 мес. 2023 года). В марте 2022 года была отмечена самая высокая средняя цена — 317 рублей.
Самые востребованные средства
Бисопролол, розувастатин и аторвастатин занимают лидирующие позиции среди действующих веществ в категории сердечно-сосудистых препаратов (за 7 мес. 2023 года) Эти три МНН составляют почти 19% общих продаж (по деньгам).
Бисопролол сохраняет первую позицию и в натуральном выражении, его было продано 42,7 млн упаковок на 7 млрд рублей ( за 7 мес. 2023 года). На второй и третьей позиции — индапамид и эналаприл.
ТОП-3 динамичных компаний:
- В январе-июле 2023 года лидером стала компания «ПФК Обновление», увеличив продажи на 93,1% в рублях. Натуральное потребление лекарств возросло на 66,9%. У компании 22 бренда, основные продажи приходятся на ингибиторы АПФ, бeтa-адреноблокаторы и диуретики.
- На второй позиции — «Медисорб» с ростом продаж на 62,6% в деньгах и на 14,5% в упаковках. У них 12 брендов, доминирующую долю занимают липид-регулирующие/анти-атеромы препараты (37%).
- У «Эвалар» два препарата, их реализация выросла на 60,2% в рублях и на 50% в упаковках. Это средства для лечения сердечных заболеваний и липид-регулирующие/анти-атеромы.
В десятку динамично развивающихся компаний попали только отечественные производители