Создание любого лекарственного препарата начинается с идеи. Оформившаяся гипотеза ученых-разработчиков проходит через сложную и долгую цепочку различных процессов, включающих «конструирование» состава и исследования, а после, пройдя все этапы фармацевтического производства и регистрацию, в виде готовой продукции поступает в аптеки или медицинские учреждения. В среднем, от начала разработки лекарственного препарата до его регистрации и начала производства проходит около 10 лет. Разберемся во всем подробнее.
Есть идея!
Поиск новых лекарственных веществ, которые могут оказать терапевтический эффект, то есть помочь в лечении заболевания, — это очень сложный, дорогостоящий и трудозатратный процесс. Каждый день тысячи ученых в государственных научно-исследовательских университетах, медучреждениях и научных центрах фармацевтических компаний-производителей проверяют сотни молекул на предмет активность.
Если подходящий вариант найден, подбирается оптимальная формула потенциального лекарства, его дозировка и форма. После этого стартуют ранние доклинические исследования, в процессе которых изучается фармакодинамика (какое действие препарат оказывает на организм), фармакокинетика (как организм реагирует на лекарственный препарат) и токсичность исследуемого вещества на животных. В случае, если препарат оказывается перспективным, то ученые многократно изменяют его структуру, чтобы добиться наилучшей селективности (способность прицельно воздействовать на определенные органы и ткани) и оптимизировать безопасность.
После этого начинается первый этап клинического исследования, в котором уже задействованы люди. Небольшому количеству здоровых добровольцев назначают препарат в различных дозах, чтобы определить, при какой дозе появляются первые признаки токсичности.
В ходе второго этапа проводится оценка воздействия, которое оказывает данный препарат на то заболевание, против которого он направлен, и определяется надлежащая его доза, чтобы выяснить, дает ли это какую-либо пользу. Этот этап нужен, так как то, что препарат оказался эффективен у животных в ходе доклинических исследований, еще не означает, что он будет так же эффективен у человека.
На третьем этапе проводятся испытания препарата на значительно большей группе пациентов (от сотен до тысяч людей, до этого речь шла максимум о десятках), страдающих конкретным заболеванием. Основная задача этого этапа — выделить потенциальные побочные эффекты препарата и сравнить эффективность нового лекарства с известным проверенным препаратом, с плацебо или же и с тем, и с другим.
Каждый из этих этапов стоит компаниям огромное количество ресурсов и может не привести к желаемому результату. Создание новых лекарств — это сложный процесс, но отечественным производителям есть чем похвастаться.
Всего за 2021 год к испытаниям допустили 908 препаратов — это лучший показатель за последние годы. С 2017 по 2020 годы число исследований не превышало 750 в год. В прошлом году отечественные компании значительно приблизились к иностранным производителям по числу клинических исследований новых лекарств: 408 разработок против 500 разработок. Так что без новых лекарств российские компании нас не оставят.
Растет и число людей, вовлеченных в процесс тестирования новых лекарств. Всего в 2021 году в исследования привлекли 144 тыс. добровольцев, из которых больше половины – 83,5 тыс. человек – пришлось на здоровых участников. До этого лучший показатель был в 2020 году – 123 тыс. человек, на 15% меньше, даже если принимать во внимание большое количество участников в разработке вакцин от COVID-19.
Сырьевой вопрос
Любое готовое изделие начинает свой путь с сырья, из которого его изготовят. В случае лекарств сырьем выступают активные фармацевтические субстанции. Традиционно большую часть сырья, порядка 80% в мировом масштабе, производят в Индии и Китае. Зависимость от импорта является проблемой для фармацевтической индустрии в любой стране, но в последние годы в России сложилась траектория на ее снижение.
Во-первых, многие производители лекарств сами начали запускать собственные площадки с по производству субстанций, чтобы выйти на полный цикл производства. Такие меры позволяют им не зависеть от зарубежных поставок и выпускать лекарства бесперебойно.
Во-вторых, государственная политика дополнительно стимулирует компании самостоятельно проводить весь производственный цикл. В начале декабря 2021 года Минпромторг России решил расширить действие представил правило «второй лишний» для 15 лекарств из перечня стратегически значимых лекарственных средств, в который входит 215 препаратов.
Согласно проекту, если при госзакупках этих лекарств будет подана заявка от поставщика, полный цикл производства которого, включая синтез субстанции, организован на территории стран – членов Евразийского экономического союза, заказчик должен отклонить все остальные заявки. Следовательно, из торгов могут быть исключены все остальные производители, если субстанция для выпускаемых ими лекарственных препаратов не локализована в ЕАЭС. При этом в министерстве отмечали, что 15 МНН – это пилотная часть проекта, а в перспективе он может быть расширен на весь перечень.
На производстве
Специфика фармацевтического производства такова, что к его организации предъявляются особые требования. Когда речь идет о здоровье людей, которые будут принимать выпущенные лекарства, требуются самые передовые технологии и правила производства.
В первую очередь речь идет об особых требованиях к помещениям и оборудованию: вентиляция и фильтрация воздуха, которые не допустят попадание чужеродных примесей из воздуха, требованиях к стерильности всего, с чем контактируют лекарства или сырье, влажности и даже освещению.
Каждая технологическая цепочка, которая описывает путь лекарства от субстанции до готовой формы, тщательно регламентируется. После выпуска партии лекарственного средства установки и производственные помещения очищаются, промываются, проверяются на предмет остатков предыдущего продукта, только после этого можно приступить к выпуску новой серии.
Персонал обязательно перемещается в переходной одежде, белых халатах или одноразовых комплекатах. В тех цехах, где идет непосредственное производство лекарственных препаратов или контакт с ними, установлен особый уровень чистоты. Причем для непосредственного контакта с оборудованием надевается чистая технологическая одежда, которая полностью исключает контакт работника или его производственной одежды с лекарствами и веществами.
Иными словами, организовать выпуск препаратов сложно, затратно и требует особо качественного подхода во всем.
Немного статистики
Производство лекарств в России продолжает расти, несмотря на все обстоятельства. По данным Росстата, в России с начала 2022 года выпустили почти на 30% больше лекарств по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего почти за целый 2022 год в России изготовили препаратов на 275 млрд руб. Кроме того, выросло и производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях.
Всего выпуском лекарств занимаются около 550 российских компаний, которые производят до 70% всех препаратов в упаковках и до половины от всех лекарственных средств из перечня ЖНВЛП. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов охватывает практически все виды медицинской помощи, предоставляемой пациентам. Он пересматривается не реже раза в год комиссией Минздрава, а в конце года утверждается правительством. Препараты из него продаются по установленной государством цене, за чем следит Федеральная Антимонопольная Служба. В перечне ЖНВЛП на 2022 год — 808 медикаментов.
Внимание к препаратам, которые включены в ЖНВЛП, особенно важно. По большей части туда входят лекарства, которые используются многими гражданами России каждый день, или препараты, без которых не может обойтись система здравоохранения.
К концу этого года эксперты прогнозируют рост объемов российского фармацевтического рынка до 3 трлн рублей. К 2030 он достигнет от 3,9 до 4,5 трлн рублей.
Курс на качество
На самом деле, участие компании-производителя в судьбе лекарства не заканчивается на разработке и выпуске. Фармацевтические компании продолжают отслеживать эффективность своего лекарства и любые сообщения о нежелательных побочных эффектах. Эти наблюдения имеет очень большое значение, поскольку до выхода препарата на рынок даже довольно обширные исследования позволяют выявить лишь относительно распространенные побочные эффекты, возникающие примерно у одного из 1000 человек. Важные побочные эффекты, возникающие у одного из каждых 10 000 или даже реже, можно обнаружить только в случае, когда данный препарат применяет большое число людей, то есть, после начала его активного использования.
Производитель продолжает проверять и контрольные партии препаратов, которые выделяются из каждой серии, например, чтобы подтвердить, что препарат не теряет эффективность через год после выпуска.
Со стороны государства контролем качества занимается Росздравнадзор. После регистрации и начала широкого применения препарата в Росздравнадзор предаются: периодические отчеты клиник и компаний по безопасности лекарственных средств, исследования четвертой фазы и сообщения о нежелательных реакциях от работников здравоохранения, аптечных организаций, производителей лекарственных средств, пациентов.
Во всех федеральных округах России функционируют 13 лабораторий Росздравнадзора, которые занимаются проверкой качества российских и зарубежных лекарств, доступных в РФ.
Каждый год через лаборатории проходит примерно 36 000 образцов, которые тестируют на соответствие заявленным критериям эффективности и безопасности. При этом в Росздравнадзоре отмечают, что каждый год количество забракованных препаратов уменьшается. Так, по итогам 2021 года было забраковано всего 0,1% от прошедших проверку препаратов. Причем количество забракованных зарубежных лекарственных препаратов составило 0,6%, а российских всего 0,38%, что говорит о более высоком качестве отечественной продукции.
От завода до полки
После выпуска и подтверждения качества препарата остается еще одна задача — доставить его врачам или в аптеки, где его смогут купить пациенты. Обычно этой задачей занимаются дистрибьюторы, которые выполняют функцию посредников между производителем и покупателем.
Нужно понимать, что дистрибьюторы необходимы рынку. На них ложится транспортировка и хранение препаратов, пока они не потребуются для пополнения запасов в аптеках или лечебных учреждениях. К перевозке и складированию лекарств тоже предъявляются особые требования, которые не в состоянии обеспечить отдельные аптеки, а для больниц это стало бы дополнительными сложностями.
Транспортировка лекарств требует определенного уровня защиты содержимого. Необходимо полностью исключить влияние солнечных лучей, осадков, резких перепадов температуры, града. Груз не должен испытывать механического воздействия, подвергаться загрязнениям. Излишняя влага, особенно, если перемещаются таблетированные препараты может уничтожить партию.
Последним этапом между потребителем и лекарством по очереди, но не по важности, выступает аптека. Именно провизор может провести первичную консультацию, помочь подобрать нужный препарат и посоветовать аналоги.
По состоянию на начало прошлого года в России суммарно осуществляло работу более 67 тысяч аптечных учреждений, по одной аптеки на две тысячи жителей нашей страны. При этом недавно Государственная Дума окончательно одобрила проект закона о производственных аптеках в России. В них можно будет купить препарат в индивидуальной дозировке и в том количестве, которое необходимо человеку. Закон распространится как на аптеки для людей, так и на ветеринарные аптечные организации.
Это позволит обеспечить персонализированный подход в медицине, поскольку выписанные врачом лекарства можно будет изготовить под конкретного человека. Кроме того, это облегчит покупку лекарств пожилым пациентам и маленьким детям, которым лекарства прописывают в меньших дозировках, чем они продаются в готовых формах. Также поправка к закону позволит не покупать лекарства полной упаковкой, а значит, уменьшит расходы на лечение и сделает его более доступным людям.
Текст: Владимир Пучнин