29 марта 2022 года на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) состоялась встреча представителей регуляторных органов и фармацевтического бизнеса, посвященная необходимым мерам поддержки российского фармацевтической отрасли в условиях ограничений, введенных в отношении нашей страны в последнее время. Говорили, в частности, об удержании цен на лекарственные препараты.
Главной задачей Федеральной антимонопольной службы (ФАС), по словам Тимофея Нижегородцева, заместителя руководителя ФАС России, выступавшего на встрече, является создание прочных экономических условий для обращения товаров, в том числе лекарств. Для этого необходимо, помимо прочего, следить за ценообразованием.
За последние годы было создано два эффективных механизма, реформировавших систему ценообразования на лекарственные препараты в России так, чтобы не допустить завышения цен. И в нынешних условиях они показывают свою актуальность и эффективность, так как даже после введения санкций большинство цен на ЖНВЛП остаются в прежних пределах.
Один из них — механизм реферирования цены на оригинальные лекарственные препараты в России с ценой на эти же лекарственные препараты в референтных странах, чаще всего в странах Восточной Европы. Также реферируются цены на дженерики и оригинальные лекарства. Как объяснил эксперт, этот механизм позволяет держать цены на экономически обоснованном уровне. Например, за 2019 и 2020 годы подверглись проверке цены на 14 тысяч лекарственных препаратов, по ее итогам на 7 тысяч наименований цены были снижены более, чем на 30%.
Второй механизм, прописанный в правительственном постановлении №1771*, позволяет экстренно пересматривать цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) и применяется при возникновении глобальных событий, влияющих на отрасль в целом и увеличивающих ее издержки.
Списки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) составляет государство, чтобы регулировать цены на такие препараты и делать их доступными населения и лечебно-профилактических учреждений. В зависимости от рыночной и эпидемиологической ситуации, эти перечни и цены на препараты могут меняться.
Во время пандемии новой коронавирусной инфекции в мире возник залповый спрос на некоторые препараты, и каждая страна стремилась соблюсти в первую очередь собственные лекарственные интересы за счет ограничения поставок за рубеж. Применение постановления №1771 позволило с помощью экономических мер сделать российский рынок более привлекательным в плане цен на лекарства и фармацевтическое сырье и таким образом не допустить дефицита необходимых препаратов.
После прохождения пика пандемии и введения санкций против России со стороны недружественных стран стало очевидно, что постановление актуально и сейчас, хотя и требует некоторых доработок и большей гибкости применения. Впрочем, отметил Тимофей Нижегородцев, пока что обвального спроса на применение этого механизма не наблюдается. Кроме того, все международные компании, которые продолжают работу на российском рынке, подтверждают стабильность поставок и свои прежние цены. Так было даже в тот момент, когда курс доллара временно вырос до 120 рублей. Таким образом, нынешняя система ценообразования на лекарственные препараты доказала свою обоснованность, считает эксперт.
Что касается лекарств, не входящих в списки ЖНВЛП, то, по наблюдениям Тимофея Нижерогородцева, на некоторые из них за последний месяц цены выросли в 2-3 раза. Поэтому в планах ФАС в рамках 135-го ФЗ** в рамках продуктовых и географических границ российского фармрынка устанавливать доминирующие компании и рассматривать повышение ими цен на свои продукцию на уровни, которые превышают эмпирическим путем установленные издержки в связи с ростом курса, как злоупотребление доминирующим положением в форме установления высокой цены. Даже в условиях рыночной экономики рост цен на 200-300% недопустим. «Мы призываем всех участников [рынка] контролировать свои желания и аппетиты», — закончил свое выступление эксперт.
*Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2020 № 1771 “Об утверждении особенностей государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации”
** Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ