Накануне Всемирного дня контрацепции фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер» и ВЦИОМ поделились новыми данными «Индекса женского здоровья «Гедеон Рихтер». Из них следует, что 70% врачей-гинекологов за последний год выбирали гормональные препараты в качестве предпочтительного для них метода контрацепции, в то время как обычные россиянки к этому методу обращались только в 35% случаев.
Опрошенные женщины-гинекологи отдают предпочтение гормональными контрацептивами среди прочих методов контрацепции независимо от возраста (в среднем в 70% случаев). Тогда как среди опрошенных россиянок популярность этого метода растет по мере увеличения их возраста (максимальный показатель в группе 35-45 лет – 46%). Барьерной контрацепцией в течение последнего года пользовалась половина россиянок (51%). В то время, как опрошенные врачи репродуктивного возраста прибегали к ней только в 19% случаев. 18% женщин в возрасте от 18 до 24 лет используют прерванный половой акт в качестве метода контрацепции.
Аттила Варади, полномочный представитель компании «Гедеон Рихтер» в России: «Деятельность нашей компании уже 120 лет тесно связана с разработкой и продвижением препаратов для женщин, помогающих сохранять репродуктивное здоровье и взвешенно подходить к вопросам планирования семьи. В мае 2021 года Европейское агентство лекарственных средств (EMA) выдало разрешение на медицинское применение нашего нового комбинированного орального контрацептива с принципиально новым составом. Мы ждем его и в России, поскольку его доступность безусловно расширит выбор высокоэффективных и удобных в применении препаратов и удовлетворит потребности ещё большего количества женщин – будь то врачи или их пациентки».
81% врачей одобряют использование комбинированных оральных контрацептивов (КОК) как в целях контрацепции, так и в лечебных целях, ещё 8% – одобряют КОК именно в лечебных целях, 10% – как контрацепцию, против использования КОК лишь 1%. Сами женщины-гинекологи в половине случаев (51%) принимают КОК с целью предохранения, а чуть более трети (36%) совмещают лечебные цели и контрацепцию. При этом 64% специалистов считают наиболее оптимальной продолжительностью приёма препаратов период от трёх и более лет. Никогда не применяли КОК толко 14% врачей.
В своей практике, опрошенные женщины-гинекологи практически единогласно (98%) рекомендуют своим пациенткам гормональные препараты в качестве контрацептива, на втором месте барьерные методы – 47%. Регулярно выписывают КОК 66% врачей, принявших участие в опросе, и толко 2% не назвачает их вовсе. Как правило, назначение преследует одновременно цели лечебного эффекта и контрацепции, на что указали 67% врачей.
Если отдельно рассматривать медицинские показания, то приём комбинированных оральных контрацептивов чаще назначается (несколько ответов) для регулирования менструального цикла (97%), достижения желаемого косметического эффекта, профилактики функциональных кист яичников, устранения болевого синдрома при эндометриозе (все — по 78%), а также для снижения признаков предменструального синдрома (77%).
На примере своей практики медики отмечают, что приверженность пациенток репродуктивного возраста относительно их назначений и рекомендаций – умеренно-высокая, примерно 6,8 из 10 баллов. При этом заметна положительная динамика: 54% указали, что ответственность и исполнительность пациенток в отношении рекомендаций и назначений повышается за последние 3-5 лет.
Всемирный день контрацепции отмечается ежегодно, 26 сентября, начиная с 2007 года, под девизом «Контрацепция — это ваша жизнь, это ваша ответственность». Цель инициативы — максимально повысить осведомленность населения о методах контрацепции, дать возможность молодым людям самостоятельно принимать информированные решения по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и избегать внеплановой беременности, чтобы девушкам не приходилось прибегать к абортам.
Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения, опубликованному в журнале The Lancet1, пандемия коронавируса существенно подорвала работу системы здравоохранения в области репродуктивного здоровья во всем мире. Перебои в работе центров планирования семьи отметили в 68% стран. Институт Гутмахера подсчитал, что сокращение на 10% использования обратимых контрацептивов краткосрочного (действуют до месяца: КОК, прогестиновые оральные контрацептивы, контрацептивный пластырь и гормональное вагинальное кольцо) и длительного (действуют более месяца: инъекции, внутриматочные спирали и подкожные противозачаточные имплантаты) действия в 132 странах с низким и средним уровнем дохода лишит контрацепции 48,6 миллионов женщин в течение года, что приведет к 15 миллионам дополнительных незапланированных беременностей и еще более 3 миллионов небезопасных абортов.
###
Gedeon Richter / «Гедеон Рихтер» – крупная фармацевтическая компания в Центральной и Восточной Европе с расширяющимся прямым присутствием в Западной Европе, Китае и Латинской Америке. Штаб-квартира компании расположена в Будапеште (Венгрия). К концу 2020 г. рыночная капитализация компании составила 3,8 млрд евро (4,5 млрд долларов США), а консолидированные продажи – примерно 1,6 млрд евро (1,8 млрд долларов США). Продуктовое портфолио компании охватывает множество важных терапевтических областей, включая женское здоровье, заболевания центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Компания располагает самым крупным научным подразделением в Центральной и Восточной Европе, а её оригинальные исследования сосредоточены на заболеваниях центральной нервной системы. Обладая общепризнанным опытом в области химии стероидов, компания «Гедеон Рихтер» является экспертом мирового уровня в области женского здоровья. Кроме того, компания также активно занимается разработкой биоаналоговых препаратов.
В активах «Гедеон Рихтер» – восемь производственных и исследовательских центров, а также собственный завод в России, открытый почти 25 лет назад и ставший первой иностранной производственной площадкой компании. Продажи «Гедеон Рихтер» в России в 2020 году составили около 15% от общего объема продаж в странах присутствия компании. По данным DSM Group, «Гедеон Рихтер» входит в ТОП-20 фармацевтических компаний, лидирующих по объёму продаж на территории РФ. «Гедеон Рихтер» является социально-ответственной компанией, реализуя проекты в области КСО на глобальном и российском уровнях. Ярким примером содействия компании росту культуры заботы о себе и своем репродуктивном здоровье стал социальный проект «Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер». На сегодняшний день штат компании составляет почти 13 тысяч человек в мире, около 1000 из которых трудится в России. www.g-richter.ru
«Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер» — мониторинг ситуации в сфере женского здоровья россиянок, проводимый в формате всероссийского опроса женской аудитории. Он осуществляется в рамках социального проекта «Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер». Всероссийские опросы в 2021 году проведены среди женщин в возрасте 18-45 лет и среди женщин-гинекологов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ с квотой на последнем этапе отбора. Объем выборки составил 800 респондентов. Метод опроса – формализованное телефонное интервью посредством компьютерного терминала CATI. Данные опроса взвешены по возрасту и месту проживания, ошибка выборки с вероятностью 95% не превышает +/-3,5%. Интернет-опрос среди 100 врачей-гинекологов амбулаторной или стационарной практики в возрасте от 28 лет и старше проводился по комбинированному принципу набора участников: приглашений на основании таргетирования целевой аудитории опроса в социальных сетях и приглашений на сайте компании «Гедеон Рихтер».
«Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер» – социальный проект фармацевтической компании «Гедеон Рихтер», производителя доступных, эффективных и безопасных лекарственных средств, одного из лидеров в области препаратов для акушерства и гинекологии. Он направлен на формирование у российских женщин культуры заботы о своём репродуктивном здоровье, а также их информирование о необходимости регулярного посещения гинеколога. Символом проекта является гербера – цветок, который принято дарить тем, к кому испытываешь восхищение. http://w-health.ru/week4woman/
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) является старейшим российским исследовательским институтом в сфере социальных, политических и маркетинговых опросов и работает вот уже 30 лет, начиная с 1987 года. География исследований ВЦИОМ охватывает Россию, постсоветское пространство и посткоммунистический мир. Начиная с 1990 г. ВЦИОМ провел около 800 регулярных всероссийских репрезентативных опросов («омнибусов»). До 2005 г. такие опросы проходили ежемесячно, затем еженедельно, а начиная с января 2017 г. – ежедневно. Команда ВЦИОМ – более 100 штатных сотрудников, кандидаты и доктора наук. Штаб-квартира ВЦИОМ расположена в Москве, региональные филиалы — в Ростове-на-Дону (ВЦИОМ-Юг) и Тюмени (ВЦИОМ-Урал).
ВЦИОМ состоит в основных мировых и региональных профессиональных объединениях: ESOMAR и ОИРОМ (Россия), — владеет 80% компании Mediascope (монополист в сфере исследований медиапотребления в России), является соучредителем Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор» и Независимого института социальных проблем (НИСП). www.wciom.ru
Текст: «Гедеон Рихтер» и ВЦИОМ
Фото: iStock by Getty Images