ТОП-7 медицинских прорывов 2025 года: от противораковых вакцин до отращивания новых органов
Развитие медицины продолжат ускоряться и поражать воображение. В 2025 году главными трендами стали генная терапия, регенеративные технологии, новые методы борьбы со злокачественными опухолями, среди которых стоит особо отметить противораковые вакцины, и всё возрастающее участие ИИ в самых разных процессах. За год ученым и врачам удалось добиться многого, рассказываем о самом интересном.
На шаг ближе к тому, чтобы «отращивать» людям новые части тела
В процессе эволюции люди многое приобрели, но в чем точно сильно потеряли, так это в способности к регенерации. У человека может восстановиться печень, после того как хирурги удалили ее часть, отрасти оторванный кончик пальца (если утрачен совсем маленький кусочек), зарасти дырка в барабанной перепонке. Вот практически и всё, чем мы можем похвастаться, в то время как саламандры умеют отращивать целые конечности, а губки восстанавливаются даже после того, как их пропускают через мясорубку.
Ученые давно ищут возможности восстанавливать утраченные части тела у людей. Пока задача всё еще не решена, но в 2025 году произошли крупные прорывы.
В июне были опубликованы результаты исследования, во время которого ученые обнаружили, что у саламандр фермент под названием цитохром P450 26B1 точно регулирует уровень ретиноевой кислоты – молекулы, необходимой для регенерации. А еще они обнаружили, что белок, кодируемый геном под названием Shox, регулирует размер и развитие конечности. Может показаться, что это всего лишь какие-то очередные заумные биологические подобности – ведь ни у одного человека в реальности не отрастили заново руку или ногу. Но на самом деле это важное открытие, потому что у людей эти молекулы и гены работают так же, и их тоже потенциально можно использовать. А значит, медицина стала на шаг ближе к восстановлению утраченных частей тела.
Другая группа ученых придумала «заплатку» для укрепления миокарда (сердечной мышцы) после инфаркта и сердечной недостаточности. Такой «биологический пластырь» делают из 40–200 миллионов клеток сердечной мышцы и соединительной ткани, выращенных из стволовых клеток. Технология хорошо показала себя на макаках-резусах. На людях ее пока не проверяли, но это, вероятно, лишь вопрос времени.
Первая персонализированная генная терапия
Недостаточность карбамоилфосфатсинтетазы 1 (сокращенно CPS1D) – таким сложным названием обозначают генетическое нарушение, которое проявляется вскоре после рождения и в половине случаев приводит к гибели.
В норме лишний азот в организме человека превращается в мочевину и выводится почками. При CPS1D этот процесс нарушается, в крови накапливается токсичный аммиак, и в организме развиваются тяжелые нарушения.
Именно с таким заболеванием в Америке родился младенец по имени Кей Джей. Несколько месяцев ему пришлось соблюдать жесткую диету, а потом специалисты из Детской больницы Филадельфии и Медицинского центра Пенсильванского университета решили применить новую технологию, чтобы вылечить малыша. Они идентифицировали мутацию в его генах и исправили ее с помощью современного метода генетического редактирования CRISPR. Чтобы доставить инструкции по «починке генов» в организм ребенка, использовали липидные наночастицы. Их ввели Кей Джею дважды – в 7 и 8 месяцев.
В итоге состояние ребенка сильно улучшилось. Это стал первый случай персонализированной, то есть созданной непосредственно для отдельно взятого пациента, генной терапии.
«Выкорчевать» рак поджелудочной железы в зачатке
Рак поджелудочной железы – один из самых опасных и смертоносных. Его часто удается диагностировать лишь на поздних стадиях, и из-за этого ухудшается прогноз. Но даже если опухоль можно полностью удалить, то требуется сложная операция, ее могут перенести не все пациенты, и она сопровождается риском опасных для жизни осложнений. По данным Американского онкологического общества (American Cancer Society), только 13% пациентов с диагностированным раком поджелудочной железы остаются в живых в течение 5 лет.
В 2025 году ученые установили, что белок, кодируемый геном FGFR2, способствует превращению нормальных клеток поджелудочной железы в злокачественные и ускоряет этот процесс. Если же его заблокировать, то злокачественное перерождение можно предотвратить. Этот эффект уже удалось продемонстрировать на мышах и человеческих клетках «в пробирке».
Очень кстати оказалось, что уже существуют лекарства, подавляющие белок FGFR2. Их планируют проверить на людях из групп повышенного риска, например, на тех, у кого в семье часто встречался рак поджелудочной железы. Если клинические испытания пройдут успешно, то врачи получат возможность предотвращать одну из самых опасных злокачественных опухолей.
Трансплантировать клетки поджелудочной железы и «спрятать» их от иммунной системы
Аллогенная трансплантация – операция, во время которой человеку пересаживают донорский орган или клетки. Проблема в том, что иммунная система воспринимает трансплантат как нечто чужеродное, потенциально опасное, и начинает атаковать. Реципиенту приходится постоянно принимать препараты, подавляющие иммунитет – иммуносупрессоры.
Недавно ученым из Швеции и США удалось обойти эту проблему. Их пациентом стал 42-летний мужчина, страдающий сахарным диабетом I типа – заболеванием, при котором разрушаются бета-клетки поджелудочной железы, производящие гормон инсулин.
Мужчине трансплантировали в мышцу предплечья донорские бета-клетки. Чтобы сделать их «невидимыми» для иммунной системы и защитить от отторжения, в их гены внесли некоторые правки с помощью уже вышеупомянутой технологии CRISPR.
На момент научной публикации, посвященной этому случаю (август 2025 года) мужчина уже 3 месяца жил с донорскими клетками, они успешно вырабатывали инсулин, и иммунная система организма никак на них не реагировала.
И снова генная терапия: на этот раз вместо статинов
Сердечно-сосудистые заболевания – главная причина смертности в современном мире, а они нередко связаны с атеросклерозом. Так называется воспалительное заболевание артерий, при котором на их внутренней стенке откладываются атеросклеротические бляшки. Просвет пораженного сосуда сужается, и это грозит инфарктами, инсультами, стенокардией, поражением почек, заболеваниями периферических артерий.
Фактически за 50% смертей в западных странах ответственен именно атеросклероз. У некоторых людей есть склонность к развитию этого заболевания на генетическом уровне. Они предрасположены к высокому уровню «плохого холестерина» в крови: липопротеинов низкой плотности (ЛПНП).
Пока медицина может предложить лишь один способ защититься от атеросклероза: постоянно принимать статины или другие препараты, снижающие уровень «плохого холестерина».
В 2025 году альтернативу предложили специалисты в области генной терапии. Они применили технологию CRISPR, чтобы вызвать мутацию в одном из генов печени и тем самым отключить функцию белка под названием ANGPTL3. В клиническом исследовании приняли участие 15 человек. Уже спустя 2 недели после введения липидных наночастиц с «генетическими ножницами» у испытуемых в крови снизился уровень ЛПНП, и спустя 60 дней эффект сохранился.
Пока это выглядит как однократное эффективное лечение вместо постоянного приема лекарств. За испытуемыми продолжают наблюдать.
Впервые за последние 20 лет: новое обезболивающее
Обезболивающие препараты бывают опиоидными (наркотическими) и неопиоидными. Преимущество последних в том, что они не вызывают зависимости. Но за последние десятилетия не появилось ни одного нового неопиоидного анальгетика. Врачи и пациенты пользуются старым добрым ибупрофеном, парацетамолом и иже с ними.
Теперь в арсенале неопиоидных средств для борьбы с болью появился новый препарат – сузетриджин (коммерческое название – Journavx). Американское управление по контролю медикаментов и пищевых продуктов (FDA) одобрило его 30 января 2025 года.
Это первый препарат в своем роде для борьбы с острой умеренной и сильной болью: он блокирует болевые импульсы на уровне периферических нервов еще до того, как они достигнут головного мозга.
Эксперты считают, что сузетриджин, благодаря своей довольно высокой эффективности, поможет меньше использовать наркотические анальгетики и сократить риски, связанные с их применением.
Российские противораковые вакцины
Пожалуй, одно из главных достижений, которым отметилась в 2025 году российская медицина – появление новых противораковых вакцин:
- В ноябре Минздрав одобрил клиническое применение сразу двух противораковых вакцин: неоантиген-специфической мРНК-вакцины «Неоонковак» (разработана совместно с НИЦЭМ им. Гамалеи и НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, производит НМИЦ радиологии Минздрава России) для лечения меланомы и персонализированной пептидной вакцины «Онкопепт» (ФНКЦ физико-химической медицины им. Ю.М. Лопухина ФМБА России) для лечения рака кишечника с метастазами. Пока планируется оценить их эффективность и безопасность.
- В декабре началась первая фаза клинических испытаний вакцины «Энтеромикс» (разработана в НМИЦ радиологии совместно с ИМБ им. Энгельгардта РАН). Она состоит из четырех безопасных вирусов, которые атакуют раковые клетки и активируют противоопухолевый иммунитет. На данном этапе изучают переносимость препарата и подбирают оптимальную дозу.
Противораковые вакцины работают не так, как те, что защищают от инфекций. Они не профилактические, а лечебные. Их применяют у пациентов с уже диагностированным онкозаболеванием, чтобы заставить иммунную систему бороться с раковыми клетками. Мы рассказывали об этом в материале «Прививка против рака: уже реальность, и разработки продолжаются». Пока в мире одобрены лишь единицы таких препаратов, и разработка новых открывает широкие перспективы для борьбы с онкозаболеваниями, особенно на поздних стадиях.
Наш обзор подошел к концу, но традиционно отметим, что научные поиски и прогресс медицины не заканчиваются никогда – с каждым годом они лишь ускоряются. Возможно, по итогам 2026 года нас ждут еще более грандиозные прорывы, которые порадуют врачей и дадут надежду многим пациентам.
Текст: Артем Кабанов
Фото: Нейрохолст, Midjourney v7











