Сегодня глобальные экономические изменения влияют на фармацевтическую отрасль. При этом участники российского рынка считают, что любой кризис открывает новые возможности. О том, какие подходы и инструменты полезно применять в сложившейся ситуации, рассказал Председатель совета директоров ГК «ХимРар» Андрей Иващенко.
Какие меры поддержки российских производителей со стороны государства наиболее эффективны и ожидаемы сейчас?
В пандемию российская фарма серьезно мобилизовала свои ресурсы и возможности. Сработал принцип «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Принятое в этот непростой период Постановление Правительства РФ № 441 «Об особенностях обращения лекарственных препаратов для медицинского применения» помогло существенно ускорить прохождение исследований, регистрацию и вывод на рынок лекарственных средств против коронавирусной инфекции. Если данный документ расширить на группы препаратов и МНН, обеспечение которыми находится сейчас под угрозой, это могло бы стать хорошим стимулом для отрасли быстро наладить производство и восполнить проблемные позиции.
Кроме этого, меры, которые уже предпринимают Минпромторг России, Фонд развития промышленности и другие институты развития, также могут стать хорошим инструментом поддержки. Это, например, выделение целенаправленных кредитов под 1-3% годовых на создание востребованных препаратов, разворачивание и масштабирование производств. Аналогичные усилия предпринимал Фонд «Сколково», давая субсидии на создание тестов и препаратов против коронавируса. В этом смысле нам не нужно ничего изобретать. Те форматы, которые использовались в период пандемии можно развивать и в отношении фармпродукции, производство которой государство и регуляторы посчитают наиболее критичными, с учетом риска потери поставщиков и нарушения логистических цепочек. В целом отечественный рынок уже хорошо знаком с подобной ситуацией и готов к адекватному реагированию на новые вызовы.
Плюс к этому у бизнеса сейчас существует много идей, которые обсуждаются и консолидируются ассоциациями фармпроизводителей. Все это будет предложено на рассмотрение Министерствам и Правительству РФ.
Какие модели, на ваш взгляд, позволят российской фармацевтической отрасли эффективно развиваться в новых условиях?
Если говорить в целом, то задача состоит в переходе от дженерикового импортозамещения к инновационному. То есть необходимо работать над наращиванием технологического суверенитета в части собственных оригинальных препаратов. Для этого потребуется создание конкретных инструментов. Думаю, что сложившаяся сейчас ситуация будет способствовать ускорению и этих процессов.
Повлияла ли текущая ситуация на производство ваших инновационных препаратов? Как компания перестраивает работу, чтобы развивать производство и обеспечивать пациентов необходимыми препаратами?
В нашем портфеле, например, есть препарат, который используется для проведения антиретровирусной терапии при ВИЧ. Поскольку препарат инновационный, и более того, выпускается у нас по полному циклу, то мы можем увеличить производство в том объеме, который потребуется государству. Вообще, в планах есть дальнейшее масштабирование производства нескольких препаратов, причем не только готовых форм, но и производство субстанций. В конце прошлого года мы планово приобрели еще одно здание рядом с нашим производством в городе Химки. В настоящее время ускоряемся по этому направлению, поскольку стало понятно, что это особенно актуально и своевременно.
Стоит отметить, что «ХимРар» традиционно занимается инновационными препаратами, а также конкурентоспособными дженериками. В сложившихся условиях мы будем разрабатывать и выводить на рынок высокотехнологичные препараты, которые способны заместить зарубежные аналоги. Несмотря на то, что международные компании заявляют о готовности продолжать работу в России, мы стараемся учитывать фактор перемены конъюнктуры.
Разработка препаратов – это наша основная компетенция. Мы выросли из научной лаборатории, постепенно нарастив компетенции в клинических исследованиях и организовав собственное производство полного цикла. «Генетический код» нашей организации — разработка и создание инновационных высокоэффективных препаратов, это позволяет нам действовать и чувствовать себя уверенно.
Какие полезные перспективы для российской фармацевтической отрасли, на ваш взгляд, открывает 2022-й и последующие годы?
Благодаря уже созданным заделам, в том числе программой «Фарма 2020», в России возникло множество современных производственных площадок, имеются передовые разработчики, реализуются пилотные проекты. Возможный уход части поставщиков и иностранных игроков станет серьезным фактором для развития отечественной фарминдустрии, причем не только в дженериковом сегменте, но и в инновационном. А это откроет перспективы экспорта на дружественные смежные рынки.
Какие профессиональные ориентиры и качества помогут сейчас российским компаниям пройти непростой период?
Любой кризис – это всегда множество новых возможностей. Как человек, который уже в 90-е годы начал заниматься предпринимательством в технологичных областях, могу сказать, что сейчас многое напоминает тот период. В 90-е мы оказались в ситуации не просто перехода на новые экономические рельсы – это был фактически переход из одной страны в совершенно другую. Те люди, которые в то время не опустили руки, а начали искать проблемные точки и возможности роста в них, пытались решать насущные проблемы людей, построили в итоге востребованные бизнесы. Сейчас происходит то же самое. Рвутся кооперационные цепочки, образуются дефициты, но если искать возможности, как эти дефициты закрыть, то можно обнаружить для себя новые перспективы. Нужно внимательно смотреть по сторонам и анализировать, в чем вы, как компания, или как профессионал, можете быть полезны, используя свои компетенции и конкурентные преимущества. Такой подход, во-первых, позволяет не унывать, а во-вторых, повышает шансы найти свое место в строю и сделать что-то хорошее для отрасли, бизнеса, карьеры, и в конечном счете для людей.
Беседовала Ирина Грачёва