Для того чтобы незарегистрированные, но одобренные в чрезвычайных условиях препараты, могли попасть к людям, не хватает самого малого – разрешительных нормативно-правовых актов для их отпуска из аптек.
СРО «Ассоциация независимых аптек» обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой отрегулировать вопрос отпуска незарегистрированных препаратов, которые сегодня оказались в особом статусе. С одной стороны, их обращение разрешено двумя правительственными постановлениями, принятыми для повышения доступности не имеющих российских аналогов жизненно важных лекарств в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и т.д. Один из актов принят в 2020 году в начале пандемии COVID-19, другой – в апреле 2022 года на фоне западных санкций.
Но купить эти незарегистрированные лекарства до сих пор нельзя по ряду причин, пишет «МК». Во-первых, многие из препаратов включены в список ЖНВЛП. Это значит, что для них должна быть зарегистрирована предельно допустимая цена продажи. А по существующим правилам это возможно только для одобренных в стране препаратов. Получается замкнутый круг, из-за которого лекарства формально могут быть в обороте, но не могут продаваться. В итоге их помещают на карантин в особую зону аптеки. Розничное звено даже не может вернуть эти препараты поставщику – нет формального повода.
По данным ассоциации, сегодня на карантине находятся весьма необходимые лекарства, включая те, что должны применяться для лечения ковида. Это, в частности, олумиант — первый в мире препарат для лечения облысения, которое нередко бывает у переболевших коронавирусной инфекцией. Сюда же попадает актемра, показанная при ревматоидном артрите и некоторых видах рака, а также у взрослых пациентов, перенесших ковид в тяжелой форме с дополнительной кислородной поддержкой. Еще одно «доступно недоступное» лекарство – кинерет, которое включили в свежие рекомендации лечения COVID-19 как безопасное противовоспалительное средство, к тому же разрешенное детям. Также в список входят: не имеющий отечественных аналогов онкопрепарат опдиво для борьбы с тяжелой формой рака кожи (меланомы), метилпреднизолон, показанный при ревматоидном артрите, астме и т.д., а также средства для снижения сахара.
Еще одна проблема, на которую указывают фармацевты, — неясность с начислением НДС. В обращении к главе кабмина говорится, что поставщики присылают на незарегистрированные препараты накладные с 20% налога на добавленную стоимость, а согласно п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ ставка НДС при реализации иностранных препаратов должна составлять 10%.
«Правительство принимает важные решения для обеспечения доступности к лекарственной терапии населения страны. А дальше курирующие данный вопрос органы власти просто бездействуют, и крайними традиционно остаются аптеки»,
— подчеркивают в «Ассоциации независимых аптек».
Выход видится в том, чтобы выпустить дополнительные нормативные акты — разрешительные документы о статусе таких препаратов, порядке отпуска и применяемом проценте налога. В этом случае мера поддержки заработает в полную силу, а не останется только на бумаге, считают в аптечной ассоциации.