«Весна 22-го» — так с легкой руки Директора Центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО Марины Велдановой называли новый рубеж, который перешла фармацевтическая отрасль, ее представители на Российском Фармацевтическом Форуме имени Семашко, открывшемся 17 мая в Санкт-Петербурге. Руководители крупнейших фармацевтических предприятий и ассоциаций обсуждали, с какими вызовами им пришлось столкнуться в новой реальности, как они поддерживают свой бизнес и какие задачи считают самыми важными.
«Весна 22-го»
Президент российской фармацевтической компании «Акрихин» Денис Четвериков считает главной приметой и проблемой нового времени кризис доверия, которые возник в первые же дни между участниками рынка. Об этом говорит и Петр Родионов, Генеральный директор основного российского производителя инсулинов — компании «Герофарм». По его мнению, нынешние обстоятельства сильно отличаются от тех, которые привнесла в нашу жизнь коронавирусная пандемия 2 года назад. «Мир не был так фрагментирован на дружественные и недружественные страны. Мир был рационален – решения принимались на основе экономических предпосылок. Не было кризиса доверия», — говорит бизнесмен.
Генеральный директор и член совета директоров «Биннофарм Групп» Рустем Муратов, напротив, считает, что ничего нового не произошло. Вызовы начала этого года – колебания валютного курса, проблемы с логистикой и другие – не стали чем-то новым для отрасли, которая сталкивается с этим последние два года. С этой точкой зрения согласен и Генеральный директор «Р-Фарм» Василий Игнатьев: «Ковид <уже> научил нас работать в условиях стресса, неопределенности, давления, разрывов цепочек поставок и так далее».
По результатам онлайн-опроса участников и слушателей сессии «Охрана здоровья в новых условиях» в рамках Российского Фармацевтического Форума, в топ-3 ключевых факторов, влияющих на фармбизнес в текущих условиях, вошли:
- нарушение поставок – 53%;
- неясная перспектива развития рынка – 21%;
- проблемы с ликвидностью и платежами – 10%.
Три в одном
Точнее всех, назвав ее «триединой», сформулировал главную задачу, которая сейчас стоит перед фармацевтической отраслью, Виктор Дмитриев, Председатель Общественного совета при Росздравнадзоре и Генеральный директор АРФП (Ассоциация Российских Фармацевтических Производителей):
- Обеспечение ценовой и ассортиментной доступности лекарственных препаратов для пациентов. При выполнении этой задачи необходимо держать в уме тот факт, считает Виктор Дмитриев, что платежеспособность населения на фоне растущей безработицы будет снижаться, поэтому повышение цен станет серьезной угрозой для оказания качественной медицинской помощи.
- Сохранение рентабельности производства. В противном случае пострадает не только конечный потребитель – из-за отсутствия необходимой лекарственной продукции, но и экономика в целом – в связи с потерей рабочих мест и налогов.
- Обеспечение гарантий, которые дает государство в отношении лекарственного обеспечения населения.
Что касается внутренних задач фармацевтических компаний, их наиболее полно перечислил Рустем Муратов. Это — рост быстрее рынка, расширение присутствия на зарубежных рынках, развитие в тендерном и розничном сегментах фармрынка, фокус на коммерческой эффективности и хорошей себестоимости продукции.
Выдержать удар
Денис Четвериков считает, что сейчас время практиковать краткосрочный подход в решении бизнес-задач: «Выдержать удар, не упасть, а потом думать о росте». Рустем Муратов поддерживает: фармкомкомпаниям нужно концентрироваться не на смене стратегии, а на правильных операционных решениях для поддержания бизнеса, одноременно закладывая основу для будущего стратегического развития компании.
Особое внимание в компаниях стало уделяться вопросам внешней логистики, для многих такая деятельность непривычна, поскольку ранее в ней не было необходимости. В «Биннофарм Групп», например, создали новое подразделение, которое занимается только вопросами закупок вспомогательных веществ и упаковки за рубежом, и отдел международной логистики.
«Акрихин» практикуемую ранее стратегию региональной диверсификации в отношении поставок необходимых компонентов из-за рубежа планирует постепенно менять на стратегию локализации и прогнозирует, что такой курс возьмут большинство российских компаний. К перспективе поставок из Европы все отечественные производители относятся скептически, поэтому, как говорят Денис Четвериков и Петр Родионов, ищут всё, что есть локальное, договариваются о разработках того, чего пока нет, с российскими компаниями, а дефицит планируют восполнять за счет Азии и других дружественных стран. «Герофарм» планирует заменить 100% компонентов из недружественных стран уже к концу текущего года.
Василий Игнатьев рассказал, что «Р-Фарм» планировал выпуск нескольких новых лекарственных продуктов на международные рынки, в том числе Северной Америки и Западной Европы, и хотя пока что, на первых этапах, негативной реакции регуляторов из недружественных стран нет, компания переместила фокус с прямого контакта с ними на работу с партнерами-посредниками.
В качестве антикризисных мер называли также различные HR-практики, направленные на улучшение коммуникаций внутри компании и повышение вовлеченности команды в бизнес-процессы. Петр Родионов рассказал, что после начала военной спецоперации на Украине возникла потребность разъяснительных работ с собственными сотрудниками компании из отделов логистики и обеспечения поставок, поскольку никто не мог поверить, что ситуация изменилась надолго, если не навсегда. Кризис доверия, которым характеризуется нынешняя ситуация на рынке и в мире, требует новых подходов к работе.
Чем бизнес успокоится
Доверие, поддержка, решительные меры – вот, чего ждет фармацевтический бизнес от правительства в кризисный момент.
Один из камней преткновения – сложности с внесением любых, даже самых незначительных изменений в регистрационные досье лекарственной продукции, а их сейчас потребуется очень много, поскольку поставки различных компонентов непостоянны, и производителям приходится менять поставщиков в зависимости от ситуации на рынке и логистических проблем. 23 марта текущего года было принято постановление №440, регламентирующее эту необходимость, однако для его реализации должна быть сформирована особая межведомственная комиссия, которая пока так и не была создана. Кроме того, любое внесение изменений в сопутствующую документацию обходится производителю в весьма ощутимую сумму.
Денис Четвериков считает, что к предприятиям, которые соответствуют всем требованиям GMP и имеют соответствующие сертификаты (GMP – надлежащая производственная практика. Международные правила, которые определяют требования к организации производства и контроля качества лекарственных средств для медицинского и ветеринарного применения, что гарантирует самое высокое качество и безопасность производимой на предприятии продукции — прим. ред.), должно быть больше доверия, так как эти производители несут большую ответственность, в том числе и уголовную, за свою продукцию, а значит тщательно следят за ее качеством, эффективностью и безопасностью. Если таким производителям позволят быстрее вносить необходимые изменения в производственные процессы, фарминдустрия сможет быстрее обеспечить бесперебойное обеспечение доступных лекарственных средств, говорит глава «Акрихина».
Руководитель «Биннофарм Групп» Рустем Муратов отмечает, что дополнительные сложности для развития фармацевтических компаний создают высокие процентные ставки по кредитам, которые предприятия берут на закупку субстанций и вспомогательных веществ.
Сейчас нельзя оставаться в полупозиции (спортивный термин, обозначающий неопределенность позиции – прим. ред), считает президент «Активного Компонента» Александр Семенов. Государство, по его мнению, должно сконцентрироваться на преференциях для компаний, которые работают в России – отечественных и даже зарубежных, но локализующих свои производственные мощности в нашей стране. Надо сфокусировать усилия на создании всех условий для импортозамещения, поскольку Россия имеет опыт и нужные компетенции в производстве дженериковых препаратов, а льготы на ввоз и регистрацию оставить лишь для тех зарубежных лекарственных средств, производство которых в России пока по каким-то причинам невозможно.
Также, считает Александр Семенов, фармбизнесу требуются новые льготные инвестиционные кредиты и обязательная поддержка чиновников-единомышленников, которые «слушают, слышат, принимают решения и реализуют их на практике».
Петр Родионов солидарен с главой «Активного Компонента» в том, что усилия государства должны быть сконцентрированы на развитии собственной крепкой фармацевтической отрасли и уверен, что в России сейчас появляются новые инвестиционные возможности с точки зрения строительства новых производственных мощностей и расширения номенклатуры. Российский капитал воспринимается зарубежными партнерами как токсичный, говорит руководитель «Герофарма», а это дает шанс выкупить российские активы с дисконтом. «Нужно инвестировать, насмотря на неопределенность для российского бизнеса», — считает эксперт.
Его мнение разделяет Рустем Муратов, говоря о том, что нам принесла «весна 22-го» как о возможности, а не как о риске. «Ты можешь улучшить компанию в тяжелой ситуации быстрее и эффективнее, чем испортить, если будешь нормально этим заниматься», — заключает он.
В общем, несмотря на множество проблем, возникших с начала проведения военной спецоперации на Украине, как, например, сложности с логистикой и поставками некоторых компонентов фармпроизводства из-за рубежа и их удорожание; ажиотажный потребительский спрос, искусственно спровоцировавший временный дефицит ряда лекарственных средств в марте 2022 года; прогнозируемый вслед за ним спад прибыли; задержки в реализации поддерживающих мер со стороны государства, все эти сложности участники Форума считают вполне решаемыми, а сам кризис видится им, скорее, очередной точкой роста.