«Рецепт» идеального лекарства: почему на «фармкухне» без GMP никуда? Рассказывает Алексей Павлов, «Нанолек»

10.09.2025
Статьи
49

Представьте себе ресторан высокой кухни. Безупречная чистота, повара в идеально сидящей униформе, все ингредиенты взвешены с точностью до грамма, а конечное блюдо гарантирует гастрономический восторг. А теперь представьте, что от похожей «кухни» зависит не праздник для вкусовых рецепторов, а здоровье и жизни миллионов людей. Добро пожаловать на «кухню» самого строгого и важного производства в мире — фармацевтический завод!

Алексей Павлов, «Нанолек»

Безупречным порядком здесь управляет не просто свод правил, а настоящая философия – GMP (англ. Good Manufacturing Practice — надлежащая производственная практика). Нашим проводником в этой теме стал Алексей Павлов, директор биомедицинского комплекса «Нанолек».

Алексей более 20 лет трудится в фармацевтической отрасли, много лет был директором по качеству, а теперь возглавляет производство по выпуску такой социально значимой продукции, как вакцины, а также лекарственные препараты для лечения онкологических и орфанных заболеваний. Именно поэтому мы попросили его объяснить, почему на этой «кухне» без GMP никуда.

Алексей, GMP часто называют «сводом правил». Но говорят также, что это целая философия. Вы согласны с этим утверждением?

Безусловно, GMP — это свод правил, обязательный для всех фармпроизводителей, но прежде всего это — философия и даже культура. Последний термин мне ближе, потому что культуру можно и нужно прививать, и одна из главных задач, стоящих перед руководителем фармпроизводства – приобщить своих сотрудников к этой культуре. Это делается в первую очередь для того, чтобы появилось единое, целостное и четкое понимание значимости и ценности строгого поэтапного выполнения процессов и сложных манипуляций по производству любых лекарственных препаратов, а также готовых субстанций и иммунобиологических препаратов (что гораздо сложнее).

Для любого фармпроизводителя, который выпускает лекарственные средства, главная цель – произвести безопасный и эффективный лекарственный препарат. Как это достигается? Существуют определенные требования, которые необходимо выполнять: каждое действие каждого сотрудника описано в соответствующих документах. Поэтому первое – это четко следовать утвержденным документам. И второе — каждый шаг необходимо фиксировать и документировать.

Помимо прочего, есть строгие требования к тому, как выглядит каждый сотрудник, как он одевается, находясь на своем рабочем месте. А еще есть обязательные требования к подготовке воздуха, воды и всех материалов, которые используются в производстве. Каждый компонент, который попадает на предприятие, проходит соответствующий контроль.

Добавьте ряд требований к оборудованию – регулярная поверка, калибровка, верификация, валидация… В общем, мы говорим про большой комплекс мероприятий, который можно свести в единый свод правил. Это и есть GMP.

Для того, чтобы эти требования выполнять, необходимо понимать, что ты делаешь и какая на тебе лежит ответственность. Это понимание должно идти изнутри компании и быть единым у всех людей на каждом уровне, будь то уборщица, оператор, инженер, механик или руководитель предприятия. Все правила, культура и философия GMP направлены на то, чтобы делать нашу работу должным образом.

Расскажите, пожалуйста, о Дне качества, который вы регулярно проводите на своем предприятии. Он имеет отношение к культуре GMP?

Конечно! Отмечая его, мы выделяем своих сотрудников, которые наиболее привержены этой культуре и философии качества. Безусловно, все наши коллеги выполняют свои функции в соответствии со своими должностными обязанностями, и по-другому функционирование завода невозможно. И тем не менее есть люди, которых можно отметить особенно – это наша служба качества.

Эти специалисты направляют свои знания на улучшение результатов, минимизацию потерь, дополнительное обучение. Например, получив новые знания на профильных мероприятиях, они проводят обучение для коллег, делятся инсайтами, практическими моментами, основываясь на опыте, который приобрели.

День качества полезен еще и тем, что вдохновляет сотрудников, помогает гордиться своей работой. В эти дни мы украшаем стены компании плакатами с мотивирующими цитатами известных людей о важности качества, делимся информацией об обязанностях и успехах, связанных непосредственно с производством лекарств, а также говорим о значимости самого термина «качество» с теми нашими коллегами, которые напрямую к надлежащей производственной практике отношения не имеют, но без них наша работа не возможна – это наши бухгалтеры, экономисты, логисты и так далее.

Если представить, что весь путь лекарства — это путешествие по «звездной Мишленовской дороге», то на каком этапе «зажигается» первая звезда GMP?

C того момента, как что-то попадает на фармацевтический завод, на него сразу начинают распространяться стандарты GMP – с этой минуты и «зажигается» первая звезда.

Но у нас есть особый повод для гордости. На нашем заводе в Кировской области в октябре открывается собственный R&D-центр, который раньше базировался в подмосковном Пущино. Его работа похожа на работу лаборатории высокой молекулярной кухни, где наши ученые, своего рода шеф-повара фарминдустрии, экспериментируют с новыми вкусами, техниками и блюдами, если проводить аналогии с Мишленом.

Требования GMP обычно не распространяются на R&D-подразделения, но поскольку на нашем предприятии все научные и исследовательские работы проводятся на территории комплекса, мы активно работаем над тем, чтобы вся продукция, даже на начальной стадии жизненного пути лекарства, соответствовала GMP. Это значит, что на все материалы и оборудование, а также на все процессы и все необходимые этапы работ в нашем центре составляется документация согласно своду требований GMP.

Насколько универсальна «кухня» GMP? Российские GMP, европейские EU GMP, американские FDA cGMP — это принципиально разные «кулинарные школы» или все же общего у них больше? С какими сложностями сталкивается компания, чтобы ее «блюда» соответствовали требованиям всех «ресторанных критиков» (регуляторов) мира?

Формулировки требований GMP у различных регуляторов могут отличаться, а могут быть идентичны. Основным различием, по моему мнению, является трактовка этих требований регулятором. Это зависит от опыта регулятора как такового, от опыта его оценки практической работы на различных производствах и других факторов. Если на производство приедет американский инспектор, чтобы проверить соответствие требованиям FDA, он может обращать внимание на то, что, например, европейскому регулятору не важно, и наоборот.

Помимо GMP существует ряд дополнительных стандартов, поддерживающих и дополняющих систему качества, – например, система менеджмента качества ISO, требования ВОЗ и другие. Кроме того, у каждого производителя есть и свои внутренние требования.

Поскольку «Нанолек» является в том числе и контрактным производителем для других компаний из Big Pharma, мы аккумулируем требования и нашего партнера, и регулятора страны, из которой наш партнёр, и нашего локального регулятора, и, собственно, наши внутренние процедуры. С практической стороны можно сказать, что чем больше от тебя требуют, тем больше ты выкладываешься и тем тверже гарантия, что продукт будет самого высокого качества. От нас как от фармпроизводителя требуется очень многое, чтобы все это реализовать, внедрить и непрерывно поддерживать на должном уровне. Но оно того стоит.

Давайте вернемся к метафоре кухни. Есть люди, которые в ресторане заказывают особые блюда кто-то веганские, кто-то без глютена, и для них приходится на кухне использовать едва ли не разные кастрюли и ножи. В фармпроизводстве тоже так? У вас же на заводе производятся различные препараты?

Ну, скажем так, у нас это не обязательно. Нет жестких требований, чтобы каждый продукт производился на отдельно выделенной линии, на отдельном производственном участке, отдельными людьми (если не брать в расчёт особые категории высокотоксичных препаратов, которых в нашем продуктовом портфеле нет).

В нашем случае важно лишь очень тщательно производить очистку оборудования и доказать, что эта процедура очистки эффективна — только в таком случае это оборудование разрешается использовать для производства нескольких препаратов. Особых сложностей с этими процессами у нас как у производителя нет, поэтому, если сравнить с кухней, то разные «плиты» и «сковородки» нам не нужны. Главное — тщательно выполнять очистку и добросовестно выполнять свою работу.

Внедрение и поддержание GMP — затратная история. Как к этому относятся фармпроизводители? Это вынужденные издержки, навязанные регулятором, стратегическая инвестиция в репутацию и доверие пациентов или что-то иное?

Возможно, на начальных этапах внедрение GMP было болезненным и казалось неоправданно затратным тем компаниям, которые застали переход от времени, когда жестких требований к фармпроизводствам не было, к эпохе, когда без них уже никуда. Вот они жили, что-то производили, у них были одни расходы и инвестиции — и вдруг с учетом изменившихся регуляторных требований требуется дополнительное инвестирование в процессы, которые, казалось бы, уже были привычными! Конечно, им было сложно это принять. Но сейчас любой фармпроизводитель понимает, что по-другому уже этот бизнес не построить, завод не запустить, соответствующий сертификат GMP и лицензию не получить.

Да, безусловно, GMP требует вложений. Но мы ведь говорим в конечном счете о здоровье людей: пациент должен получить качественные и, главное, безопасные препараты, поэтому мы считаем, что все требования полностью обоснованы. На своей практике я не сталкивался с какими-то завышенными или необоснованными ожиданиями регулятора. Можно сказать, что это совместная работа и со стороны производителей, и со стороны регулирующих органов – создавать безопасные, качественные, приносящие пользу препараты.

Соблюдение требований GMP важно и для самого производителя. Если возникает инцидент – например, жалоба от потребителя, дистрибьютора или регулятора на качество продукта, – документация помогает разобраться в ситуации. Она сопровождает каждый этап производства: от поступления сырья до отгрузки готовой продукции. Благодаря этому можно проследить весь путь препарата, понять, что с ним происходило, какие проверки проводились и каковы их результаты. Это позволяет нам быть уверенными, что на нашем производстве сделано всё возможное, чтобы исключить попадание на рынок продукции с дефектом, что вероятность такого сценария фактически исключена. Благодаря постоянному контролю и протоколированию мы точно знаем: когда продукт покидает завод, с ним всё в порядке.

Что как директор биомедицинского комплекса лично Вы вкладываете в понятие гарантии качества и что считаете важным в теме о GMP донести до человека, далекого от фармацевтики?

Прежде чем стать директором завода, я был директором по качеству. Поэтому всё, что связано с качеством, для меня всегда было и будет на первом месте.

Генри Форд в свое время сказал: «Если у нас вообще есть традиция, то только одна: Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор». Для меня эти слова отражают философию непрерывного совершенствования и, в том числе,  философию GMP.

Беседовала Александра Комарова

Новости

читать все
Спецпроект


Опрос

Пофантазируем! Вы получили свои результаты обследования или анализов, где в графе "Кто выполнил" написано "ИИ", что вы подумали?

Загрузка ... Загрузка ...
наверх