Ксения Пустовая: «БАД – это часть стратегии полноценного развития здоровья и долголетия»

12.11.2025
Статьи
37

В октябре 2025 года в рамках форума «БИОПРОМ» прошел Фестиваль здоровья и красоты, который с 2018 года организует Министерство промышленности и торговли  совместно с Советом Федерации РФ. ФармМедПром подготовил проект «Твоя формула красоты»  — серию интервью с ключевыми участниками деловой программы фестиваля, которые рассказали нам о том, что такое красота в России и есть ли у нее своя особая формула.

Наш гость – Ксения Пустовая, председатель правления «Национального совета по биологически активным добавкам и специализированному питанию».

Текстовая версия интервью приводится с сокращениями.

Ксения, рынок БАД – это море возможностей и огромный объем непроверенной информации. Как потребителю ориентироваться в этом море?

Сегодня потребителю действительно сложно. С одной стороны, многое говорят инфлюенсеры, ЗОЖ-блогеры, медицинские блогеры, они рекомендуют те или иные добавки. С другой, у нас есть регуляторы . Министерство здравоохранения, Роспотребнадзор, ЦРПТ тоже диктуют требования к БАД. Честно, сегодня требования к российскому производителю на рынке БАД на порядок жестче (чем к зарубежным – прим. ред.). Поэтому в первую очередь давайте выбирать наших производителей.

Как вы считаете, нужно ли стирать грань между БАДами и лекарствами в общественном сознании? Или, наоборот, их разницу нужно подчеркивать? Почему?

С одной стороны, идеально эту грань стереть для того, чтобы потребитель точно понимал, что именно биодобавка как добавка к полноценному рациону помогает ему не доходить до того состояния, когда организму требуется лекарство. Биодобавка влияет на здоровье, на продолжительность жизни, на долголетие. А лекарство лечит заболевания. А с другой стороны, мне бы очень хотелось, чтобы все-таки эта граница была стерта с точки зрения доверия потребителя. Потому что сегодня мы понимаем, насколько жесткий идет контроль качества по отношению к лекарственным препаратам.

Какой самый вредный миф о БАДах, который, несмотря на все усилия экспертов, продолжает кочевать по интернету?

Что БАД – это химия, и в принципе все витамины мы и так получаем из еды. На самом деле это не так, потому что биодобавка – это продукт, полученный чаще всего органически. Кроме того, ни один человек просто из еды не сможет получить необходимое количество витаминов, минеральных веществ и антиоксидантов. Иначе ему придется съедать 3,5, а то и 4 тысячи килокалорий в день, и будет стремительно толстеть, если только не будет заниматься спортом, как олимпийские чемпионы.

Как донести мысль, что БАДы не волшебная таблетка, а часть комплексного подхода к здоровью, до потребителя, который хочет быстрого результата?

На самом деле, это процесс точно не быстрый. Нам всем очень хочется волшебной таблетки. Всевозможные диеты, которых сегодня мы видим, обещают, что от килограммов, которые ты наедал лет 20-30, ты избавишься за неделю. Поэтому нам как ассоциации предстоит очень долго работать над тем, чтобы все-таки в общественном сознании сформировать подход к БАДам как к долговременной стратегии полноценного развития своего собственного здоровья и долголетия.

Как вы относитесь к тренду на умные БАДы? Персонализированные комплексы, собираемые на основе анализов — не станет ли это новым полем для спекуляций?

Я думаю, что это станет потрясающим персонализированным подходом. Приведу какой-нибудь понятный пример. Например, есть витамин В9, фолиевая кислота, которая рекомендуется, например, беременным, для профилактики заболеваний нервной трубки плода. Кроме того, это прекрасный продукт, который помогает бороться с депрессией, великолепный детоксикант для организма. Но если в организме есть генетическая особенность, при которой некоторый ген негативно влияет на фермент, который позволяет превращать фолиевую кислоту в активную форму метилфолата, то мы будем постоянно недополучать эту необходимую нам форму витамина В9. Но благодаря персонализированному подходу в создании БАД мы сможем получать уникальные формулы, благодаря которым все будет усваиваться на все 100%.

Если бы вам нужно было составить идеальную корзину из 3-5 базовых БАДов для современной занятой женщины, что бы в нее вошло?

Однозначно витамин D, потому что это и витамин, и гормон, который делает талию стройнее, кожу более увлажненной, а обмен веществ более быстрым. Я бы обязательно добавила в эту корзину омега-3 полиненасыщенной жирной кислоты, потому что омега-3 встраивается в клеточную мембрану, а это значит, что все процессы обмена веществ будут идти лучше. В принципе, это хорошая работа мозга, нервной системы, то есть омега-3 нужна каждой женщине, ну и каждому мужчине в принципе. Женщине бы однозначно порекомендовала железо, потому что мы часто находимся в зоне риска в этой части. И, конечно, витамин А –  витамин хорошей увлажненной кожи, который еще и прекрасно влияет на ЖКТ. На мой взгляд, он должен быть в каждой аптечке или сумочке у любой занятой женщины.

(Внимание, редакция настоятельно рекомендует любые решения в отношении своего здоровья принимать совместно с врачом!)

Как вы видите будущее российского рынка БАД через 5 лет?

Я недавно проводила опрос на 17 800 человек в профессиональных сообществах, где были нутрициологи, ЗОЖ-активисты, у которых БАД – это что-то постоянное на столе. Так вот, 70% из них регулярно потребляют БАДы. При этом статистика по стране где-то от 3 до 15% в зависимости от региона. Я вижу будущее БАД через 5 лет как стабильные 15%, и мы, соответственно как национальный совет будем над этим работать. Очень важно, чтобы доверие к российскому рынку росло, чтобы российский производитель оправдывал ожидания каждого клиента, и мы действительно продлевали свою жизнь с помощью биодобавок.

Новости

читать все
Спецпроект


Опрос

Пофантазируем! Вы получили свои результаты обследования или анализов, где в графе "Кто выполнил" написано "ИИ", что вы подумали?

Загрузка ... Загрузка ...
наверх