Есть лекарства, которые созданы еще в прошлом веке, но производятся и сейчас. Кому-то они знакомы с детства, о существовании других мало кто знает, однако их применение помогло тысячам людей. «ФармМедПром» собрал сведения о лекарственных препаратах, разработанных еще в Советском Союзе, которые используются для лечения заболеваний и сегодня, а также интересные факты из биографий их создателей.
Димексид
Димексид имеет долгую историю. Вещество впервые было синтезировано Александром Зайцевым еще в 1866 году, а вот производить его в качестве лекарства стали только через 95 лет. Ученый получил препарат путем окисления диметилсульфида азотной кислотой.
На основе имеющихся об этом средстве сведений, врачи активно применяли его в российских госпиталях во время Первой мировой войны. Из-за отсутствия токсичности и крайне низкого накопления препарата в организме, больные с травмами, переломами и ранениями получали результативную противовоспалительную и обезболивающую терапию.
Вновь интерес к Димексиду появился после того, как в 1958 году стало известно об уникальной способности вещества проникать через кожу. Интенсивное изучение препарата привело к тому, что в 1960 году было запущено его промышленное производство.
Российский химик-органик, член корреспондент Петербургской Академии наук Александр Зайцев сделал свое открытие в 25 лет. Он был учеником знаменитого Александра Бутлерова, создателя теории химического строения органических веществ. Заслуга Зайцева состоит в том, что он создал свою школу химиков. Число его учеников огромно, поскольку профессором кафедры органической химии университета он стал в 29 лет и преподавал там четыре десятилетия, до конца своих дней.
Димексид до сих пор производится многими предприятиями России и стран СНГ и продается во многих аптеках. Лекарство эффективно снимает боль и воспаления при ушибах, повреждении связок, а также используется в лечении экземы, гнойных ран, ожогов, радикулита. Применяется в виде компрессов для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата: ревматоидного артрита, остеоартроза, тромбофлебита.
Грамицидин С
Великая Отечественная война заметно ускорила работу по разработке новых лекарственных средств в Советском Союзе, поскольку они требовались для лечения раненых, особенно нужны были антибиотики. В 1942 году в Московском институте малярии и медицинской паразитологии и микробиологи Георгий Гаузе и Мария Бражникова разработали отечественный препарат, названный Грамицидин С. Название препарата — говорящее: первая часть указывает на его способность уничтожать грамположительные бактерии, в середине использовано латинское слово «caedo», что значит «убивать», а буква С — принадлежность к Советскому Союзу. В производстве этого препарата использовались только отечественные компоненты.
Грамицидин С немедленно начали применять в военных госпиталях, по сути его клинические испытания прошли в боевой обстановке. Из-за токсичности новое вещество использовалось только для наружного применения в виде пасты. Эффективность препарата ускорила начало его массового производства в 1943 году. Антибиотик успешно применялся для борьбы с гнойно-воспалительными инфекциями мягких тканей и кожи, а также для борьбы с язвами, пролежнями и остеомиелитом. Он хорошо себя зарекомендовал в лечении фурункулов, ожоговых ран. Грамицидин С имел ряд значительных преимуществ, таких как широкий спектр антибактериального действия и более высокая устойчивость к внешним воздействиям. Практика его применения во время войны показала, что Грамицидин С угнетает рост стрептококков, стафилококков, пневмококков и анаэробных инфекций.
Труд микробиологов Марии Бражниковой, Георгия Гаузе был оценен присуждением Сталинской премии. Препарат сохраняет свою значимость и для современной медицины. Сегодня Грамицидин С производится в виде таблеток и спреев и назначается врачами для лечения инфекционно-воспалительных заболеваний полости рта и глотки, ангин, стоматита, пародонтоза. В составе современного лекарства используются молекулы того же активного вещества, которые содержались в пастах, применяемых на фронтах Великой Отечественной войны.
Фенибут
Фенибут в разных странах мира был больше известен как the Russian wonder drug (русское чудо-лекарство). Он был синтезирован профессором Всеволодом Перекалиным в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена в 1960-х годах. Создание Перекалиным нового препарата стало результатом кропотливой многолетней работы.
Фенибут был зарегистрирован как лекарственное средство и начал использоваться для лечения различных расстройств нервной системы. В 1975 году он даже был включен в медицинский набор космонавтов, участвующих в экспериментальном полете «Союз — Аполлон». Фенибут мог снижать уровень стресса без негативного влияния на работоспособность человека и, в отличие от других транквилизаторов, не вызывая расслабления.
Созданное Перекалиным лекарство Фенибут и сейчас врачи назначают для лечения нарушений сна, повышенной утомляемости, головных болей и головокружений. Оно также улучшает умственную работоспособность, внимание, память, скорость и точность сенсорно-моторных реакций. Препарат помогает справиться с напряжением, беспокойством и страхом, используется в до- и послеоперационном лечении.
Димебон
История создания Димебона связана с именем советского химика Алексея Коста. Молекулу, обладающую антигистаминными свойствами, ученый синтезировал в 1969 году в лаборатории на химфаке МГУ. Это открытие легло в основу будущего препарата, получившего название Димебон. Клинические испытания и согласования с инстанциями растянулись надолго. В итоге запуск производства нового лекарства на новокузнецком объединении «Органика» состоялся лишь через 14 лет. Димебон оказался очень востребованным антигистаминным препаратом, только в советское время врачи выписали более 10 млн курсов лечения с применением этого средства для терапии поллиноза, пищевой и лекарственной аллергии, отека Квинке, аллергического ринита и других состояний.
Димебон потеснили только во времена «перестройки» и распада СССР зарубежные препараты, которые хлынули на российский рынок. Но его история на этом не закончилась. Спустя десятилетия исследователи заинтересовались свойствами Димебона, влияющими на нервную систему. В Институте физиологически активных веществ тогда занимались поиском лекарств от болезни Альцгеймера. Ученые выбрали Димебон, наряду с другими кандидатами в качестве такого средства, привлекли зарубежных инвесторов. Первые стадии испытаний были крайне успешными. Но радость оказалась преждевременной, потому что завершающий цикл экспериментов разбил все надежды ученых. Эффективность Димебона при этом заболевании не подтвердилась.
Что касается Алексея Коста, то он известен не только как создатель Димебона. Он нашел штаммы микроорганизмов, способных очищать промышленные воды, разработал репеллент «бензимин» для защиты от кровососущих насекомых и другие препараты. Среди результатов Алексея Коста — разработка препаратов акушерского назначения Ветразина и Залаина. Профессору Алексею Косту посвящены международные конференции «Химия гетероциклических соединений», которые проходят раз в пять лет.
Этмозин
В 1960-х годах проводились интенсивные исследования в разных странах по поиску лекарства с минимальными побочными эффектами для лечения ишемической болезни сердца, в частности, для снятия приступов аритмии. Однако первые лекарства из этого класса, основанные на Новокаине и Лидокаине, имели слишком много ограничений для применения.
В 1971 году в НИИ фармакологии Академии меднаук СССР под руководством профессора Натальи Кавериной, дочери знаменитого в СССР писателя Вениамина Каверина, был создан антиаритмический препарат под названием Морацизин. Наталья Каверина, рассказывала, что в медицину ее привело происшествие в Краснокамске. В этот город она попала во время войны после эвакуации из Ленинграда, там произошло массовое отравление людей метиловым спиртом. Школьники, и Наталья тоже, ухаживали в госпитале за больными. На ее глазах пациенты умирали или слепли. Вот тогда у девочки родилось решение, которое определило ее дальнейшую жизнь. Она стала профессором, доктором медицинских наук, трудилась в НИИ фармакологии РАН, стала заслуженным деятелем науки Российской Федерации.
Разработанный с участием Натальи Кавериной препарат был селективным блокатором натриевых каналов и имел гораздо меньше побочных эффектов, чем предлагаемые ранее вещества. При испытаниях ученые отмечали, что он лучше помогает справляться с желудочковыми тахикардиями и экстрасистолиями по сравнению с предшественниками. После того, как подтвердиласть результативность действия нового препарата, было принято решение о внедрении лекарства под названием Этмозин в клиническую практику. Наталья Каверина с соавторами были удостоены в 1985 году Государственной премии СССР за создание этого препарата.
В 1976 году американская фармацевтическая компания Du Pont приобрела лицензию на выпуск и продажу Этмозина в США и продолжает его производство до сих пор. В России этот препарат производится под названием Морацизин, что является его международным непатентованным наименованием. В дальнейшем появился еще один антиаритмический препарат этого класса — Этацизин.
Левомеколь
Появление этой мази в СССР связано с исследованиями в области биофармацевтики, которые проводил профессор Иван Перцев и его коллеги из Харьковского фармацевтического института в 70-е годы. Именно они разработали фармпрепарат в виде мази, предназначенный для лечения инфицированных ран. Левомеколь представляет собой комбинированный состав, обладающий противовоспалительным действием и эффективностью против стафилококков, синегнойных и кишечных палочек. Мазь проникает в ткани и стимулирует процессы регенерации, а ее антибактериальное действие сохраняется даже при наличии гноя и некротической массы.
Для осуществления промышленного производства Левомеколя был выбран Горьковский химико-фармацевтический завод. Сейчас он известен под названием «Нижфарм». Предприятие входит в международную группу STADA. Массовое производство нового лекарственного средства началось в 1985 году.
За 35 лет своего существования Левомеколь принес пользу сотням тысяч людей, начиная от пациентов после тяжелых операций и заканчивая пострадавшими от автокатастроф, пожаров и других катастроф. В настоящее время клиницисты продолжают находить новые области применения этого препарата. Левомеколь успешно используется после операций у детей, страдающих редким генетическим заболеванием, известным как буллезный эпидермолиз. Из-ха хрупкости кожи их называют «детьми-бабочками».
Промедол
В конце XIX и начале XX веков было установлено, что натуральные опиоиды, которые практиковались для снятия боли, вызывают привыкание. Это сподвигло ученых на поиск синтетических аналогов с тем же обезболивающим действием, но без риска развития наркомании.
В начале 50-х годов советский химик-органик Николай Простаков в Московском институте тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова под руководством академика Назарова разработал Промедол. Препарат оказался весьма эффективным при таких заболеваниях, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, стенокардия, инфаркт миокарда, колики и других, связанные с судорожной активностью внутренних органов и кровеносных сосудов. Уже в 1951-1953 годах Промедол начал выпускаться в промышленных масштабах. Позднее им были укомплектованы и индивидуальные армейские аптечки.
Промедол обладал мощным обезболивающим эффектом, эквивалентным 50% эффекту морфина, и вызывал минимальное влияние на дыхание. Более того, он был совместим с другими медикаментами, такими как нейролептики, миорелаксанты и холинолитики. В результате, Промедол стал самым популярным анальгетиком в СССР, его производили в среднем 1200 килограмм ежегодно. Препарат до сих пор используется как обезболивающее средство для подготовки к хирургическим операциям, а также в акушерской практике.
После создания Промедола, Простаков продолжил свои исследования в области химии пиридиновых оснований и других полициклических азотсодержащих соединений. В 60-е годы он стал одним из создателей Университета дружбы народов (сейчас РУДН), а также факультета физико-математических и естественных наук, который возглавлял 23 года, там же создал кафедру органической химии.
Текст: Бадьина Елена
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ