Первый кибергитарист Максим Емец: «Пойми сам для себя какой ты классный, и это поймут все вокруг»

Максим — амбассадор компании, производящей протезы, пилот-испытатель протезов и, конечно, музыкант. А еще он руководит сообществом киберлюдей – так называют себя те, к кому просто неприменимо слово «инвалид», ведь они стремятся жить полной и вдохновляющей жизнью несмотря на протезы. Максим дал нам блиц-интервью о том, как достичь такого уровня приятия себя, чтобы травма не перечеркивала всю жизнь, а открывала в ней новую и интересную главу.
Максим Емец потерял три пальца на левой и частично два пальца правой руке в результате неудачного химического эксперимента на втором курсе университета. Несколько лет назад он стал амбассадором компании «Моторика» и теперь играет на гитаре с помощью бионической киберруки. Также он знакомит с возможностями киберпротезов тех, кому пришлось столкнуться с ампутацией конечностей.
Давайте с начала. В нашей стране долгое время, и зачастую до сих пор, было принято скрывать свои болезни, недостатки или инвалидность. Было ли у Вас желание скрывать свою особенность и пришлось ли Вам что-то преодолевать, чтобы ничего не стесняться и говорить с миром открыто?
В первый год после потери пальцев я прятал руку в рукав, поскольку мне казалось, что окружающим может быть неприятно еë видеть. Но мне быстро стало ясно, что если что-то прятать, людей это будет привлекать еще больше, они будут пытаться узнать, что именно ты скрываешь. Поняв это, руку прятать перестал, да и сам перестал воспринимать свои руки как что-то необычное. И все перестали обращать внимание. У меня был случай, когда я пришел на прослушивание в группу, играл с ними, и они только через полчаса поняли, что у меня не хватает пальцев. Я пришел к выводу, что люди в первую очередь воспринимают нас так, как мы сами воспринимаем себя.

Максим, как Вы относились к людям с инвалидностью раньше, до собственной травмы, и как теперь?
Моë отношение не изменилось. Я восемь лет работаю в «Моторике», постоянно общаюсь с пользователями наших протезов, но мне, как и раньше, бывает тяжело видеть человека с травмой. Мы, люди, существа эмпатичные, и так или иначе пропускаем чужую боль через себя и чувствуем еë.
Как вы считаете, обязательно у человека с инвалидностью должно быть какое-то увлечение или что-то иное, что он должен делать как бы наперекор судьбе, чтобы жить полной жизнью?
На мой взгляд, это необходимо любому человеку, независимо от наличия инвалидности, — какое-то дело, которым можно заниматься помимо семьи и работы, на которое можно переключать голову и возвращаться наполненным новыми силами. Мне не нравится идея «делать наперекор» и вообще истории про борьбу и преодоление, они хороши для кино и пиара, а в реальной жизни это какой-то мазохизм. Я за то, чтобы жизнь приносила удовольствие. Я играю на гитаре не потому, что «собрал силы в кулак и преодолел трудности», а потому что мне это приносит удовольствие, потому что не могу не играть. После травмы я не ставил себе громких целей типа «я научусь во что бы то ни стало!». Я просто играл, когда хотелось, когда не хотелось, не играл, мог по полгода гитару в руки не брать. Просто следовал свои желаниям.
Случалось ли Вам встречаться с людьми, которые считают, что вы «пиаритесь» на своей особенности и пытаетесь получить какие-то выгоды, которое в обычной ситуации Вам не досталось бы? Если да, как Вы на это реагируете?
Напрямую не сталкивался, но даже если столкнусь, возражать точно не стану (улыбается). До потери пальцев я был скучным не особо интересным гитаристом начального уровня, каких на планете несметное количество. Научившись сносно играть одним пальцем, я стал уникальным, конкуренции не так уж много кругом. А научившись играть с протезом, я стал вообще первым в мире кибергитаристом. Во всяком случае поиском в интернете я никого больше не нашëл. Это автоматически меня пиарит, даже если бы я этого не хотел, а я, как любой вменяемый музыкант, хочу популярности, хочу собирать стадионы и так далее.
Тут главное не давать самому себе поблажек и не просить их от других, иначе это перестанет работать. Во всех гитарных фестивалях и конкурсах я участвовал наравне со всеми, вообще никак не сообщая о нехватке пальцев пока не выйду на сцену. И именно это часто отмечали люди, готовые мне помочь с продвижением. Не то, что научился без пальцев играть, а то, что не делаю на этом никакого акцента, не прошу себе каких-то специальных условий и спрашиваю с себя по полной.
Кстати, именно так я впервые выступил в Москве. Я тогда жил в Кирове, отправил свою музыку Лене Сигаловой — классной гитаристке, преподавательнице гитары, чтобы получить критику, а она через неделю наткнулась на тему про меня, которую создали на гитарном форуме. Говорит: «Ты поступил как настоящий музыкант, мы проводим гитарный фестиваль, приезжай выступить». Поэтому да, конечно, я пиарюсь, главное — делать это разумно, что ж в этом плохого?
Дайте, пожалуйста, совет тем, кому пришлось столкнуться с необходимостью пользоваться протезами недавно. Что делать, если они встречаются с негативом или жалостью?
Не нужно воспринимать себя через призму того, как тебя видят окружающие. Пойми сам для себя какой ты классный, и это поймут все вокруг.
Как вы воспринимаете свой протез — как продолжение себя, нечто инородное, но необходимое или как-то иначе?
Протез для меня — это и инструмент, расширяющий возможности, и стильный аксессуар. Дизайн можно придумать любой, так что это ещё и средство самовыражения. Стал ли он для меня продолжением руки? В какой-то мере: мозг подстроился под управление, теперь, когда на руке протез, срабатывают одни рефлексы, а когда я без протеза, — другие. По ощущениям похоже на вождение автомобиля: с опытом уже не нужно задумываться о том, что делать, рефлексы делают всë за тебя.

Вы являетесь амбассадором компании «Моторика». Как вы «нашли друг друга»?
С «Моторикой» я познакомился очень давно. Парень в компьютерном магазине дал мне визитку, говорит — глянь, тебе может быть интересно. До этого я даже не знал, что бывают какие-то протезы кроме косметических, поэтому даже не задумывался о протезировании. Я написал в компанию, предложив им сделать небольшой прототип протеза, чтобы я поиграл с ним на гитаре, снял видео для соцсетей. Ребята пригласили меня на встречу, команда молодая и очень активная, и так началось сотрудничество. До знакомства с «Моторикой» я думал, что протез может только скрывать нехватку пальцев или конечностей, а оказалось, что он может быть функциональным, да ещё и стильным гаджетом.
«Моторика» — одна из передовых компаний в мире по разработке бионических протезов. Сначала они делали только протезы, но сейчас линейка продукции активно расширяется. Увидеть их бионические протезы и познакомиться с Максимом Емцом лично можно на выставке, которая пройдет в Москве 10-11 июля рамках X Национального форума реабилитационной индустрии и универсального дизайна «Надежда на технологии». Форум будет посвящен развитию реабилитационной индустрии в России, а на выставке покажут комплексные решения для создания доступной среды, современные технологии для людей с инвалидностью и иных маломобильных групп населения.
Беседовала Александра Комарова
Фото из личного архива Максима Емца