День невролога: кто основал первую в России клинику нервных болезней и спас душевнобольных от кровопускания и слабительных

    01.12.2023
    Статьи
    2663

    Точно не известно, кто автор фразы «все болезни от нервов» — то ли знаменитый русский врач Сергей Боткин, то ли известный французский писатель Ги де Мопассан, но она не теряет своей популярности. Если болит голова, скрутило спину, нарушился сон или ухудшилась память, мы идем к неврологу или, как называли этого врача раньше, – к невропатологу. 1 декабря во всем мире отмечается День невролога – и это повод с благодарностью поговорить о том, кто делал эту помощь доступной для жителей России еще в 19 веке.

    Основателем неврологии в России был удивительный ученый, врач, педагог и организатор — Алексей Яковлевич Кожевников. Его имя носит известная московская клиника нервных болезней. Своим современникам он запомнился еще тем, что не ограничивался учебными кабинетами и лекционными залами, а направлял свою активность на пользу обществу.

    Рядом с именем этого ученого постоянно повторяется слово первый. Благодаря Кожевникову появилась первая в России неврологическая клиника и приют для неврологических больных. Он — создатель первой в стране кафедры нервных болезней, автор первого учебника для врачей по нервным заболеваниям, который переиздавался пять раз. Кожевников создал и поддерживал личными средствами первый в России музей неврологии, а также организовал Московское общество невропатологов и психиатров, основал «Журнал невропатологии и психиатрии».  

    Алексей Яковлевич Кожевников.

    Остановимся на некоторых значимых для общества событиях из жизни основателя неврологии подробнее.

    Почему лечение нервных болезней в 19 веке называли «хаос и ад»

    Как описал состояние помощи больным нервными и психическими заболеваниями в 19 веке ученик Алексея Яковлевича Кожевникова, известный невропатолог, Владимир Рот, «психиатрическое дело в России в то время можно было, за небольшим исключением, уподобить хаосу, а местами аду». Достаточно сказать, что до Кожевникова истерию женщин лечили продолжительной изоляцией, а от душевных болезней практиковали холодные обертывания, кровопускание, назначали рвотное или слабительное.

    Интерес к изучению нервных болезней у Алексея Яковлевича сформировался уже во время учебы в Московском университете. Блестяще защитив в 1865 году диссертацию по болезни Дюшена, он получил аттестат доктора медицины и на три года был направлен в Европу, где ему предстояло «заниматься учением о нервных болезнях и психиатрии, психопатологией, а также устройством психиатрических заведений». Молодой ученый окунулся в это дело с головой, даже во время отпуска он колесил по психиатрическим заведениям Франции, Германии, Англии, изучая тонкости их работы и продумывая, как организовать помощь больным в России. Стажировался у известных в то время ученых Шарко,  Дюбуа-Реймона, Гризингера. Кстати, там он начал собирать коллекцию гистологических препаратов, черепов, фотографий, которые позднее стали экспонатами созданного им неврологического музея.

    Прорыв в науке и практике — создание клиники психиатрии    

    В то время условий для полноценной работы ученых в Московском университете не было: теснота, нехватка помещений и клинической базы. Под нажимом декана медицинского факультета Николая Склифософского и ученого совета факультета удалось продвинуть идею строительства клиники психиатрии на Девичьем поле. Среди инициаторов этого проекта был Алексей Кожевников. Нашлась и благотворительница – Варвара Морозова, которая пожертвовала на клинику немалые средства и землю.

    Меценат Варвара Морозова пожертвовала средства на строительство Психиатрическую клинику им. А.А. Морозова при Императорском университете и на клинику Нервных болезней. В 1903 г выделила деньги на создание первого в России института для страдающих онкологическими заболеваниями.

    К проекту здания приложил руку не только архитектор Константин Быковский, но и сам Алексей Кожевников. Он использовал свои расчеты и наблюдения за устройством европейских медицинских заведений. Клиника была построена довольно быстро даже по сегодняшним меркам – всего за три года и приняла первых пациентов в 1887 году. Она была названа в честь мужа меценатки Морозовой – им. А.А. Морозова (сейчас она носит имя невропатолога С.С. Корсакова).

    Фото: Клиника психиатрии на Девичьем поле, 19 век.

    Как была устроена первая клиника нервных болезней

    Через три года рядом с психиатрической была возведена первая в России, а возможно и в мире, отдельная клиника нервных болезней, которая начала действовать в 1890 году. По тем временам, это было передовое лечебное учреждение с первоклассным оборудованием. Кожевников предусмотрел там все необходимое для лечения пациентов, изучения болезней и обучения студентов. В клинике было стационарные мужское и женское отделения на 44 человека, амбулатория, а также отделения гидротерапии и электролечения и фотопавильон. Второй этаж занимал лекционный зал на 250 мест, студенческие классы и лаборатория.

    Москва. Клиника нервных болезней на Девичьем поле, 19 век.

    Через год после открытия клиники, в 1891 году, та же Варвара Морозова пожертвовала средства на пристройку к клинике приюта для больных неврологическими заболеваниями. К больнице был пристроен особый корпус, соединенный с ней переходом. Там нашли пристанище и лечение 30 хронических пациентов. Приют был полезен не только как благотворительное учреждение, но и как база для образовательной и исследовательской деятельности. После расширения до 74 мест клиника Кожевникова стала одной из самых больших в Европе.    

    Надо сказать, что Кожевников не ограничился участием в строительстве только этих клиник. В Москве под его патронажем обустраивалась Алексеевская психиатрическая больница, больницы для душевнобольных в Рязани, а также в Курском, Харьковском, Орловском земствах, в селе Мещерском. Между всеми трудами ученый находил время и для консультирования пациентов. 

    Создание первого в России музея неврологии

    Через два года после начала работы клиники, в 1892 году, Кожевников открыл первый в России неврологический музей, на обустройство которого ученый потратил и собственные средства. Значительную часть экспонатов составили находки самого Кожевникова, который не раз участвовал в раскопках, собирая антропологические раритеты. Он пополнял фонды музея фотографиями больных с неврологическими заболеваниями, микроскопическими и макроскопическими препаратами с описанием течения болезни больных, заказывал муляжи, которые наглядно демонстрировали патологические изменения у больных. Музей не был местом для созерцания диковинок, а был включен в научно-образовательной процесс по неврологии, психиатрии, физиологии, анатомии и антропологии. Еще при жизни музей был назван именем Кожевникова. В последние годы жизни, будучи тяжело больным, ученый работал с экспонатами дома. Кроме музея, его стараниями в клинике была создана и научная библиотека, которая по наполненности не уступала европейским.

    Коллекции неврологического музея и библиотека были повреждены во время реконструкции клиники в 60-е годы прошлого века. В начале 90-х вместо неврологического музея был организован Музей истории клиники нервных болезней. Сейчас музей входит в большой комплекс «Музей истории медицины», там находятся и некоторые первые сохранившиеся экспонаты. В том числе, выставлены муляжи, созданные по заказу Кожевникова, и подлинные фотографии, по которым можно судить, как выглядел музей во времена основателя. 

    Писал немного, но каждая работа – вклад в науку

    Переполненный новым опытом и идеями, в 1869 году Алексей Яковлевич начал читать лекции по психиатрии и нервным болезням в Московском университете и позднее возглавил первую в мировой практике самостоятельную кафедру нервных и душевных болезней на медицинском факультете Московского университета. Также в Ново-Екатерининской больнице было выделено 19 кроватей для организации неврологического отделения, которое возглавил Кожевников. В декабре медицинский совет утвердил разработанную им программу курса нервных и душевных болезней. Так началось систематическое преподавание этих дисциплин в Московском университете. Современники упоминали глубокие знания ученого и высокие душевные качества. С того момента невропатология в России выделилась в самостоятельную дисциплину. 

    Научных работ у Кожевникова, возможно, по количеству не так и много – 25, но многие из них – солидные монографии. Его учебник «Курс нервных болезней» переиздавался пять раз. Он изучал заболевания головного мозга, причины возникновения склероза, расстройства речи, паралича, впервые описал вид эпилепсии, который получил название эпилепсии Кожевникова. В своих работах Кожевников выделил важную роль нервной системы в жизнедеятельности всего организма и считал, что в нервных и терапевтических больницах на излечение пациента влияет особый психотерапевтическом режим.

    Международное признание российской неврологической науки

    Вокруг Кожевникова начала формироваться Московская школа невропатологов, он инициировал создание в 1890 году научного общества невропатологов и психиатров. Алексей Яковлевич пользовался авторитетом среди коллег и студентов. В 1894 года ему присвоили звание Заслуженного профессора Московского университета. Научные заслуги были признаны международной общественностью — он был членом 20 отечественных и зарубежных научных обществ.

    В 1897 году Кожевников выступил среди организаторов 12 Международного Съезда врачей – это был первый международный медицинский конгресс, который проходил в России. В числе его учеников были С. С. Корсаков, В. К. Рот, Г. И. Россолимо, В. А. Муратов, Л. О. Даркшевич и многие другие последователи, усилиями которых невропатология продвигалась вперед. 

    Издание, посвященное Международному медицинскому съезду в 1897 году.

    На благо общества и науки

    Педагогическая, врачебная и научная работа поглощали много времени, но Алексей Яковлевич уделял внимание и общественной работе, и популяризации знаний о нервной системе человека, борьбе с пьянством и алкоголизмом и организации помощи больным неврозами и профилактике нервно-психических расстройств. 

    В 1887 году он инициировал проведение I съезда отечественных психиатров, а в 1890 году организовал Московское общество невропатологов и психиатров. Был организатором и одним из учредителей Пироговского общества и вместе с В.К. Ротом ввел в практику проведение съездов Пироговского Общества и Союза Русских Врачей. В 1900 г. основал «Журнал невропатологии и психиатрии», благодаря которому врачи получили возможность узнавать новости в своей сфере.   

    Как увековечена память о создателе невропатологии в России

    Осенью 1899 года профессор тяжело заболел, но до конца дней оставался директором неврологического музея, носившего его имя, хотя читать лекции уже не мог. Умер в Москве 10 января 1902 года и похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря.

    После смерти Кожевникова члены Московского Общества невропатологов и психиатров предлагали разные меры для сохранения памяти об основателе невропатологии в России. Они ходатайствовали о переименовании переулка, где находится клиника нервных болезней, в Кожевниковский, предлагали учредить премию имени Кожевникова и золотую медаль за лучшие сочинения по невропатологии и психиатрии, а также инициировали создание неврологического института, который носил бы его имя. Первой неврологической клинике нервных болезней имя Кожевникова было присвоено в 1994 году.   

    Слова ученика Кожевникова, Григория Россолимо, сказанные им через 25 лет после смерти учителя, выражают отношение к нему медицинского сообщества: «Кожевников создал огромное дело и посвятил ему все свои силы… И это обязывает наше общество быть все время на страже завещанного и напоминать при всяком удобном случае последующим поколениям о долге по отношению к основателю русской невропатологии».

    Новости

    читать все
    наверх