Антирейтинг в здравоохранении: премия Шкрели для самых жадных и безответственных в 2025 году

    09.02.2026
    Статьи
    109
    Антирейтинг в здравоохранении: премия Шкрели для самых жадных и безответственных в 2025 году

    Наряду с престижными премиями за реальные достижения, существует много забавных антипремий. Авторы самых странных исследований ежегодно получают Шнобелевскую премию, незадачливые представители сферы кинематографа – «Золотую малину». Для тех, кто внес наибольший вклад в развитие лженаук, в США есть премия Pigasus Award, а в России таких деятелей удостаивают звания Почетного академика ВРАЛ (ВРунической Академии Лженаук). Есть отдельная «награда» и для тех, кто совершил самые громкие выходки, связанные со спекуляцией и неэффективностью в здравоохранении – премия Шкрели. Рассказываем, как она появилась, кто такой Шкрели, и кому достались первые 10 мест в 2025 году (очередная – девятая – церемония вручения проходила в декабре).

    Мартин Шкрели: Антинобель от фармы

    «Самый ненавистный человек в Америке», «морально обанкротившийся социопат», «мерзавец», «мусорный монстр», «худшее, что есть в капитализме», – так десять лет назад называли в социальных сетях Мартина Шкрели.

    В феврале 2015 года этот человек основал компанию Turing Pharmaceuticals. К тому времени на счету Шкрели уже было несколько скандалов и судебных исков, связанных с его деятельностью в фарме и биотехе.

    Новая компания позиционировала себя так: «Мы стремимся помочь пациентам, у которых часто нет эффективных вариантов лечения». Вскоре Turing Pharmaceuticals выкупила права на производство препарата дараприма, который используется для лечения токсоплазмоза. Это лекарство играет важную роль для людей со СПИДом и другими иммунодефицитными состояниями.

    Долгие годы дараприм продавался по цене 13 долларов 50 центов за одну таблетку. Шкрели в один момент поднял цену на 5000% – до 750 долларов за таблетку.

    Реакция общественности была крайне негативной и бурной. В итоге стоимость лекарства пришлось снизить «до приемлемой». Но пятно на репутации осталось, и оно оказалось настолько жирным, что в институте Луона (США) решили учредить специальную антипремию для самых ярких последователей Шкрели. Определить победителей помогает комиссия, в которую входят защитники прав пациентов, врачи, эксперты в области здравоохранения и журналисты.

    Кто получил премию в 2025 году?

    10 место: «Серые трансплантологи»

    Черными трансплантологами называют тех, кто незаконно изымают органы у умерших или живых людей. Об этом можно услышать много страшилок (не всегда связанных с реальностью). Исследование издания New York Times показало, что на самом деле много серьезных проблем есть в «серой зоне».

    «Серые трансплантологи» изымают органы законно, с согласия родственников. Но всё чаще они просят подписать документы, пока больной жив, а сама трансплантация почти в трети случаев происходит после остановки кровообращения. В это время мозг пациента еще не погиб, и он может находиться на аппаратах жизнеобеспечения. Из-за такой практики стали встречаться неприятные случаи. Так, в Нью-Мексико пришла в сознание женщина, которую уже были готовы «пустить на органы». Другую женщину в Алабаме разрезали, но хирурги увидели, что у нее бьется сердце. Трансплантацию отменили, рану зашили.

    9 место: Опасная альтернативная медицина кислородом

    Гипербарическая оксигенация – процедура, во время которой пациент лежит в герметичной камере, куда под давлением подается кислород. Это эффективный метод лечения отравления угарным газом и цианидами, кессонной болезни, некоторых других состояний.

    Многие клиники произвольно расширяют список показаний и предлагают «лечение кислородом» практически при любых болезнях. Это явление есть и в США, и в России, и в других странах.

    В американском Оксфордском центре, где активно практикуется альтернативная медицина, с помощью гипербарической оксигенации решили полечить мальчика с СДВГ и апноэ сна. Его положили в камеру с истекшим сроком эксплуатации, а во время процедуры рядом не было ни врачей, ни других специалистов. Никто не догадался надеть на пациента заземляющий браслет, защищающий от статического электричества. В итоге аппарат, заполненный кислородом, загорелся, и мальчик погиб за считаные секунды.

    8 место: Жесткая экономия на домах престарелых

    Эти учреждения всячески пытаются создать образ мест, где пожилые люди получают максимальную поддержку и заботу. Расследование издания The Guardian показало, что это не всегда так.

    Выяснилось, что крупнейший в США конгломерат в сфере здравоохранения UnitedHealth Group платил деньги более чем 2000 домов престарелых за то, что их сотрудники отговаривали своих подопечных от госпитализации даже при серьезных проблемах со здоровьем, а также от перевода в другие учреждения. С пациентами проводили беседы, чтобы те подписали отказ от реанимации. И всё это ради экономии на медицинской помощи.

    7 место: Очень радикальный гинеколог

    В 1980-х годах американского акушера-гинеколога Джаваида Первайза уволили за то, что он необоснованно проводил своим пациентом гистерэктомии – операции по удалению матки.

    Несмотря на такую репутацию, доктора приняли на работу в другое медучреждение в Вирджинии. Здесь он снова развернул необоснованно радикальную деятельность: проводил ненужные операции, делал женщин бесплодными, фальсифицировал документы, «находил» несуществующие злокачественные опухоли, вызывал роды, когда это было не нужно и вредно.

    За это Первайз получил 59 лет тюрьмы. Теперь у прокуроров возникли вопросы к руководству клиники, закрывавшему глаза на происходившее. Имеются подозрения, что у начальства Джаваида была своя мотивация: за время его бурной деятельности пациенткам были выставлены счета на 18,5 миллиона долларов.

    6 место: Непростой вопрос о праве на жизнь

    В этой истории (по крайней мере, пока) нет явных «злодеев», но она подняла важные этические вопросы.

    В больницу Университета Эмори доставили 30-летнюю женщину на 9 неделе беременности с множественными тромбами в сосудах мозга. Вскоре врачи констатировали смерть мозга. Но плод был жив, и у него билось сердца. Женщину решили подключить к аппарату жизнеобеспечения. В таком состоянии она провела 4 месяца, после чего врачи выполнили кесарево сечение. Через 4 дня мать отключили от аппарата, и она умерла.

    Споры о том, насколько правильно поступили доктора, и допускается ли такое законом штата Джорджия, продолжаются до сих пор.

    5 место: Темные дела во врачебном кабинете

    Иногда можно услышать разговоры о том, что современных докторов слишком сильно контролируют и буквально не дают вздохнуть спокойно, в то время как раньше врачи были уважаемыми специалистами с непререкаемым авторитетом. История ревматолога Деррика Тодда из Массачусетса показывает, что бывает при отсутствии адекватного контроля.

    Этот врач больше десяти лет занимался сексуальными домогательствами, проводил необоснованные операции на молочной железе и тазовых органах, держал пациентов в пустых кабинетах. Возражения он подавлял своим авторитетом, говорил, что так нужно в медицинских целях. Всего пострадало более 250 пациентов. Многие из них жаловались, но структуры, которые должны защищать права пациентов, годами бездействовали.

    4 место: «Золотые» пластыри

    За последние годы на рынке США появилось более сотни новых средств для ухода за ранами, по заявлениям производителей, полностью имитирующих кожу.

    Обычно такие средства производят из высушенных кусочков плаценты. Убедительных доказательств, что они работают лучше обычных повязок и пластырей, нет. Это не мешает производителям продавать свои изделия по средней цене 5948 долларов за квадратный дюйм (примерно 6,5 см2).

    Частные страховые компании отказываются оплачивать подобную сомнительную продукцию. Зато государственная американская структура Medicare готова возмещать любые расходы, какие бы расценки ни установили производители.

    В итоге расходы на чудо-пластыри за 2024 год составили 10 миллиардов долларов – больше, чем на компьютерные томографии и анестезию. Так, в Неваде на одного пациента потратили 14 миллионов долларов. На пластыри для другого пациента ушло 6 миллионов долларов, а его рана так и не зажила. Еще одному пациенту из Техаса назначили такие повязки на 1,3 миллиона долларов, хотя у него вообще не было ран.

    Неправильно наложенные повязки оборачивались для пациентов инфекционными осложнениями, вплоть до сепсиса. Некоторым пришлось ампутировать конечности. Был один смертельный исход.

    Теперь за дело взялись законодатели. В 2026 году цены на такие изделия начнут регулировать. В итоге расходы Medicare на пластыри из плаценты должны снизиться в 10 раз.

    3 место: Ненадежные искусственные артерии

    Недавно биотехнологическая компания Humacyte вырастила искусственные кровеносные сосуды и заявила, что это прорыв в лечении пациентов с ранениями.

    Эксперты из американского Управления по контролю качества продуктов питания и медикаментов (FDA) провели проверку и обнаружили, что искусственные сосуды не очень надежны: потенциально они могут в любой момент разорваться, и это приведет к опасному кровотечению.

    В итоге в FDA – очень строгой и авторитетной организации, наводящей ужас своими проверками на фармкомпании – сомнительную инновацию всё же одобрили.

    Сейчас искусственные сосуды от Humacyte продаются по 29 500 долларов за штуку. На упаковке указано, что «неисправность может привести к опасному для жизни кровотечению». Генеральный директор Humacyte публично заявил, что уверен в эффективности и безопасности продукта.

    2 место: Купленная этика

    Чтобы клинические испытания новых лекарств проходили безопасно и с соблюдением прав участников, в США существуют Комитеты по этике клинических исследований.

    В идеале такие организации должны быть независимыми, потому что это гарантирует непредвзятость. Но в США комитеты по этике всё чаще покупаются частными инвестиционными фондами, связанными с фармкомпаниями.

    Например, чтобы провести этическую экспертизу испытаний Оземпика, фармкомпания Novo Nordisk наняла комитет по этике WCG Clinical, частично принадлежащий ее материнской компании Novo. Подобные случаи нередки, и они вызывают опасения у экспертов. Когда вокруг «все свои» и нет независимого контроля, открываются возможности для недобросовестных махинаций.

    1 место: Кеннеди против парацетамола

    Мифы о связи между прививками и аутизмом слышали многие. Теперь министр здравоохранения США Роберт Ф. Кеннеди задал новый тренд. В апреле 2025 года он пообещал раскрыть к осени причину «эпидемии аутизма».

    К обещанному сроку «виновник» нашелся: Кеннеди заявил, что к аутизму у детей приводит прием парацетамола матерями во время беременности. Позже последовало заявление о том, что риск повышен у младенцев, подвергшихся обрезанию, потому что у них часто применяют для обезболивания всё тот же парацетамол.

    Ни одно из этих утверждений не имеет достоверных научных подтверждений. Но они способны привести к далекоидущим последствиям, как и работы врача Эндрю Уэйкфилда в 1990-е годы.

    Победители прошлых лет

    За время существования премии Шкрели подобных историй накопилось немало. Так, в 2024 году первое место получил директор Steward Health Care Ральф де ла Торре. Он рьяно взялся за повышение доходов частных инвестиционных фондов, в итоге обанкротил больницы, оставил многих медиков без работы, а пациентов – без качественной медицинской помощи.

    В 2023 году антилидером стал гинеколог из Колумбийского университета Роберт Хадден. Он годами осуществлял сексуальные домогательства, пострадали 245 пациенток, а их жалобы долгое время оставались без ответа.

    Похожие случаи недобросовестности, нарушения прав пациентов и нечистоплотной прибыли повторяются из года в год, и ни одна страна в этом отношении не уникальна. Такие начинания, как премия Шкрели, помогают вывести проблемы на свет, рассказать о них общественности и привлечь внимание людей, наделенных властью, в чьих силах принять необходимые меры.

    Текст: Артем Кабанов

    Фото: andreyzaretsky @123RF.com

    Новости

    читать все
    Спецпроект


    Опрос

    Как вы справляетесь со стрессом?

    Загрузка ... Загрузка ...
    наверх