Научные открытия и инновации для здоровья. Неделя 15.02 — 20.02

02.03.2021
Статьи
835

Ученые во всем мире непрестанно ищут новые способы улучшить здоровье людей, будь то более сильные лекарства или изобретения, которые облегчат жизнь пациентам и врачам. Представляем обзор наиболее выдающихся научных достижений этой недели.

1.               В США появился первый в мире костный имплант, распечатанный на компьютере

Имплант таранной кости, получивший название Patient Specific Talus Spacer, поможет победить болезнь голеностопа, ограничивающую его подвижность, а порой и приводящую    к ампутации. Изделие индивидуально для каждого человека смоделирует компьютер, а выполнят его из кобальтохромового сплава.

2.               Миому матки вылечат с помощью таблеток

Ученые из Чикагского университета протестировали комбинацию трех лекарственных препаратов, которая существенно (в 70% случаев) снизила симптомы миомы и предотвратила наступление ранней менопаузы без каких-либо нежелательных эффектов. Теперь молодые женщины получили шанс вылечить миому, не прибегая к хирургическим вмешательствам и сохранив возможность родить детей.

3.               Токийские ученые говорят старости: стоп!

Научная группа из НИИ медицины Токийского университета разработала механизм избавления от «стареющих клеток» и подобрала для этого эффективное лекарство на основе фермента, участвующего в метаболизме глутамина. По сути, препарат будет «стирать» из организма стареющие клетки, вызывающие воспалительные процессы. Первые эксперименты на мышах оказались настолько впечатляющими, что теперь исследователи обещают дать людям возможность дожить до 120 лет. Именно настолько, по их мнению, рассчитан наш организм.

4.               Лечить людей от коронавируса могут   верблюды

Исследователи из Катара выяснили, что одногорбые «корабли пустыни» являются потенциальным источником терапевтических антител против новой коронавирусной инфекции. Антитела в ходе эксперимента проявили эффективность против ближневосточного респираторного синдрома (MERS), а поскольку его вирус схож с SARS-CoV-2, это натолкнуло ученых на мысль, что они защитят и от коронавируса. К тому же животные не заболели ни одним из этих заболеваний.

5.               Ученые заглянули внутрь раковой клетки и протестировали работу современных препаратов

Исследовательская группа из Университета Уорик (University of Warwick) и специалисты ускорительного комплекса Diamond Light Source с помощью новейшей методики рентгенофлуоресцентного анализа (XRF) синхротронным излучением смогли увидеть, как действуют препараты на раковую клетку буквально изнутри. Так им удалось выяснить, что препараты на основе осмия являются более безопасными и не менее эффективными средствами для химиотерапии, чем перспективные, но связанные с тяжелыми побочными эффектами соединения платины.

6.               Электронный нос почует болезнь не хуже медицинской служебной собаки

Разработчики из Массачусетского технологического института (MIT) и британской компании Medical Detection Dogs создали устройство Nanonose — «электронный нос», который сможет определять запахи, являющиеся маркерами определенных заболеваний. Ученые будут заранее обучать нейросети распознавать «профили запахов», и системы смогут диагностировать болезни, подобно собакам. Исследования с участием 50 пациентов с раком простаты и толстой кишки уже показали отличные результаты.

7.               Биофизики открыли механизм «переключателей» лекарств под действием света

Результат исследования взаимодействия белков человека и молекул фотоактивируемых лекарств от ишемии и эпилепсии поможет повысить    эффективность таких препаратов еще на этапе разработки. Управлять лекарствами можно будет с помощью компьютера за счет воздействия света с разными длинами волн.

8.               Ученые выяснили, что приводит к образованию амилоидных бляшек — виновников болезни Альцгеймера

Оказалось, что причина нейродегенеративного заболевания кроется в нарушениях мембран нейронов. Российские ученые установили, что полученные данные о взаимосвязи структуры и функций мембран будут интересны в фармацевтических областях, в связи с исследованиями межклеточной коммуникации, транспорта белков, и регулирования захвата и транспорта холестерина.

9.               Найден препарат – альтернатива опиоидам при хронических болях

Американские исследователи установили, что полусинтетический опиоид — препарат налтрексон — в низких дозах способен лечить орофациальную и хроническую боль без риска развития зависимости. Это выяснилось в результате систематического исследования научной литературы. Также препарат, который изначально прописывался как блокатор действие алкоголя и опиоидов, способствовал сокращению приема опиоидов у пациентов с хроническим болями.

10.   Экспериментальное лекарство от опухоли мозга имеет хороший потенциал

Ученые составили комбинированную терапию глиомы (рака головного мозга), которая остановила рост злокачественных клеток в 60% случаев в экспериментах у мышей. К тому же лекарство способствовало развитию иммунной памяти: клетки обучились атаковать определенную опухоль. Поскольку риск рецидива глиомы очень высокий, это весьма обнадеживающий результат.

11.   В России создан не имеющий аналогов метод лечения рака костей с помощью нагревания

Ученые Томского государственного университета разрабатывают технологию лечения онкологических заболеваний костной ткани с помощью термоабляции. Уже проведены испытания комплекса локальной гипертермии «Феникс-2» на материале сельскохозяйственных животных, в будущем подход легко перестроится под параметры человека.

12.   Микрокапсулы смогут восстановить нервные клетки

Биохимики из Сколково разработали биоразлагаемые капсулы, способные стимулировать рост нейронов в гиппокампе – центре памяти млекопитающих. Для этого они доставляют в его клетки специальный гормон NGF. Потенциал использования капсул — лечение нейродегенеративных заболеваний.

13.   Новый пластырь покажет все данные о здоровье

Инженеры из Калифорнийского университета США создали первое носимое устройство, которое покажет состояние сердца с сосудами и отследит биохимические процессы организма. Его размер – не более крупной почтовой марки. Он представляет собой тонкий слой эластичных полимеров, крепящихся к коже, внутри которых спрятан датчик давления, химический сенсор и датчик уровня сахара.

14.   Китай будет испытывать российскую установку по уничтожению раковых клеток

Со второго полугодия 2021 года начнутся клинические испытания на российской установке, позволяющей избирательно уничтожать клетки злокачественных опухолей в организме человека. Президент Российской академии наук напомнил, что компактные установки бор-нейтронозахватной терапии сейчас созданы и в России — в Институте ядерной физики Сибирского отделения РАН, — в связи с чем данное исследовательское направление нужно усиливать в стране.

Фото:   https://tusur.ru/